Резолюция ООН недооценила способность к сопротивлению ливийского лидера. Запад оказался перед дилеммой: прекращение огня в обмен на бегство Каддафи за рубеж или следование по избранному пути, пишет Антонии Кассезе в газете La Repubblica.
"С течением времени становится все более очевидным, что Совет Безопасности ООН слишком поторопился, когда 26 февраля в принятой резолюции 1970 потребовал от Международного трибунала расследовать военные преступления или преступления против человечности, совершенные Каддафи и его приспешниками начиная с 15 февраля", - пишет издание.
"СБ ООН недооценил военную силу диктатора и недееспособность повстанцев. Предполагалось, что, объявление о неотвратимости привлечения к судебной ответственности может вынудить Каддафи положить конец его преступлениям и предостеречь от совершения преступлений другими", - пишет автор статьи.
"Что делать теперь, когда кажется целесообразным позволить диктатору уехать в ссылку и таким образом положить конец убийствам и разрушениям как с одной, так и с другой стороны. Имеются два пути: добиваться прекращения огня, а потом и мира, при этом обеспечивая иммунитет Каддафи за рубежом; или же следовать избранным путем (коллективное военное вмешательство и вынесение приговора в будущем), что чревато угрозой неуклонного ухудшения ситуации, роста числа жертв и все более акцентированным участием НАТО", - пишет корреспондент.
"В сложившейся ситуации единственное решение может заключаться в том, чтобы позволить Каддафи и его соратникам укрыться в африканской стране, которая не присоединилась к Статуту международного суда (а значит, не связана обязательствами о сотрудничестве с Международным трибуналом), но при этом достаточно стабильна, чтобы обеспечить ливийскому диктатору постоянное убежище", - подчеркивает автор статьи.
"Безусловно, при таком сценарии останется горький осадок. Но следует учесть, что правосудие не может вершиться, когда обращение к нему явно угрожает миру или, как в ливийском случае, ставит под угрозу многочисленные человеческие жизни и, кроме того, способно раскрутить спираль насилия, последствия которого будут непредсказуемыми и крайне опасными", - заключает Кассезе.