Хорошо обращаться со СМИ - значит хорошо обращаться с мировой общественностью. Так незадолго до начала Олимпиады звучит заголовок одной из статей, помещенных на первую полосу китайской народной газеты, центрального печатного органа коммунистической партии. Текст статьи стоит понимать как директиву, адресованную партийному, административному аппарату, а также аппарату полиции: они должны демонстрировать вежливое обращение с 25-тысячным международным олимпийским пресс-корпусом. В конце концов Китай хочет воспользоваться Олимпиадой для того, чтобы показать себя как открытое миру и дружелюбное государство. При этом журналисты выступают в качестве "ультимативных судей", в связи с чем для каждого китайца, который вступает с ними в контакт, должно действовать правило: тот, что служит СМИ, служит делу Олимпиады. Другими словами: Китаю.
Китай остро нуждается в помощи для работы с прессой. Такое ощущение, что ответственные за эту сферу в руководстве партии пока не усвоили своих собственных наставлений, поскольку именно они полностью виноваты в том, что незадолго до начала Игр официальный Пекин, не успев как следует выбраться из одной неловкой ситуации по части пиара, тут же попадает в другую. Самая примечательная из них связана с упорным нежеланием Китая отказываться от цензуры в интернете. В течение многих лет власти Поднебесной вместе с МОК обещали обеспечить свободное освещение событий, однако на прошлой неделе пресс-центр Олимпиады встретил своих гостей многочисленными блокировками. После волны протестов ограничения были частично сняты, однако многие сайты остались заблокированными, среди них и страницы тибетского правительства в ссылке, и движения Falun-Gong. Пока такие случаи имеют место, СМИ вряд ли будут чувствовать доброжелательное отношение.
Раздражение вызывают и другие примеры. Когда среди тех, кто стоял в очереди за билетами на соревнования, дошло до драки и иностранные журналисты захотели запечатлеть это на свои камеры, они были грубо оттеснены полицейскими. Организаторы Олимпиады были вынуждены извиниться за это явное нарушение действующих законов о прессе и признать, что предстоит еще "многое сделать". И тем не менее, чиновники вслед за этим воспрепятствовали интервью с недовольными крестьянами из расположенной к северу от Пекина деревни Масиньчжуан, поля которой были принудительно конфискованы для строительства олимпийского гребного канала.
В качестве официальной причины отказа от разрешения на интервью было названо стремление оградить журналистов от диких собак. Неблагоприятное впечатление на общественность произвело и решение одного пекинского суда начать в преддверии Олимпиады слушания по делу активистки Ни Юлань, которая выступала против принудительного освобождения домов. Когда международные СМИ захотели сообщить об обвинении против 47-летнего адвоката, назначенное на понедельник заседание суда было перенесено на неопределенный срок. Не стоит забывать и о том, что Пекин в марте после протестов на Тибете систематически препятствовал освещению событий. Представителям СМИ помогают плохо.
Проблемы Пекина в обращении с международными СМИ многое говорят о роли прессы в системе, где господствует коммунистическая партия. Аппарат пропаганды в Китае приспособлен к тому, чтобы доводить до сведения граждан приготовленные "наверху" сведения. А непослушание в редакциях ему и вовсе неизвестно: если какая-то газета рискует и идет против официальной "правды", ее не долго думая закрывают.
Подобными методами Китай пытается запрячь и международные СМИ в упряжку национальной пропаганды - понимания, что на международной арене действуют другие правила игры, по всей видимости, не хватает. Как по-другому объяснить тот факт, что организаторы думают насадить интернет-цензуру в пресс-центре? Они боятся уронить достоинство в случае, если им придется менять свое решение. Олимпийские игры начинаются с оборонительных действий. И тем не менее, Игры могут стать успешными. Поскольку в том, что касается компьютерного оснащения, Пекин подготовлен как нельзя лучше, стадионы просто фантастичны, а организация по-военному точна. Никогда еще у спорта не было такой впечатляющей сцены, позволяющей показать себя во всей красе. Кроме того, в наличие есть около миллиона добровольцев, готовых сделать Игры успехом, которым сопереживает миллиард соотечественников. Перед международными СМИ стоит непростая задача: они не должны молча проглатывать недемократические ограничения пекинских властей, но при этом не должны огульно винить в этом всех китайцев.