Лето 2016 года, может быть, принесет развязку в Сирии - не по причине окончания боев, поскольку у конфликта есть своя динамика, а из-за победы России и Ирана, полагает Фабрис Баланш, профессор университета Лион-2, специалист по Ближнему Востоку. "Соглашение о военном сотрудничестве в Сирии против джихадистских группировок, которое американское правительство заключило с Владимиром Путиным в конце июля, - это результат американского разочарования кризисом, которому не видно конца, успеха российской стратегии в Сирии и необходимости расчистить место для Хиллари Клинтон", - говорится в статье, опубликованной в Le Figaro.
Как уточняет Баланш, американо-российское соглашение предусматривает сотрудничество в борьбе против "Джебхат ан-Нусры" (группировка запрещена в РФ. - >Прим. ред.). "В обмен на американскую поддержку в противодействии ведущей группировке сирийского восстания, русские взяли на себя обязательство не атаковать "умеренных повстанцев", которых поддерживают США", - говорится в статье. "Неудобство", по мнению Баланша, состоит в том, что "Ан-Нусра" и повстанческие группировки, воюющие с режимом Башара Асада на всем востоке Сирии, перемешаны между собой.
Сложно поверить, пишет Баланш, что "умеренные группы" смогут отмежеваться от "Джебхат ан-Нусры", и самый правдоподобный сценарий состоит в том, что от атак против "Ан-Нусры" выиграет сирийская армия, которая сможет продвинуться вперед или заключить соглашения о местном прекращении огня. "Так что российско-американское соглашение будет очень выгодно Башару Асаду: его уход даже не предполагается. Барак Обама, похоже, отказался от смены режима в Сирии и готовится оставить страну объединенному русско-иранскому правлению", говорится в статье.
"В конце концов "реалполитик" догнала американского президента. Он осознает, что союзники Асада не уступят, поскольку слишком вовлечены в конфликт. Если Владимир Путин выведет "большую часть войск" из Сирии - как он притворно объявил в минувшем марте - сирийская армия потеряет все земли, завоеванные с момента начала российского вмешательства в сентябре 2015 года, - пишет Баланш. - Для Путина, который пытается снова распространить российское влияние за пределами бывшего советского пространства, это было бы настоящим унижением".
Иран тоже не может позволить себе проиграть: Сирия - основной элемент его геополитики. Как указывает эксперт, ситуация не слишком отличается и для нефтяных монархий Залива и Турции, основных нанимателей сирийской оппозиции, у которых, конечно, больше финансовых средств, чем у Ирана и России, но энтузиазм которых в отношении восстания после пяти лет конфликта ослабел.
Барак Обама в итоге учел тот факт, что он не может противостоять стратегии Асада и его российских и иранских союзников, полагает Баланш. "Если Владимир Путин решит отправить свою авиацию в провинции Идлиб и Дераа - чтобы официально истребить там "Джебхат ан-Нусру" - это вызовет появление миллиона новых беженцев. Единственным решением, чтобы помешать развитию этого сценария, будет вступить в военную конфронтацию с Россией. Но это не входит в философию Барака Обамы, тем более не в предвыборный период", - говорится в статье.
Поэтому Обама заключил невыгодное соглашение с Россией, чтобы в конце своего срока передать эту ответственность другим. "Тот, кто получил Нобелевскую премию мира еще до вступления в должность, имеет целью только остановить резню в Сирии, даже ценой отступления перед Москвой и сохранения Башара Асада в Дамаске", - заключает профессор.