У жертвы отравления "были документы разведки". ФБР допрашивает агента КГБ в связи с новыми заявлениями
ФБР оказалось втянутым в расследование смерти Александра Литвиненко после того, как появилась информация, что он планировал заработать десятки тысяч фунтов, шантажируя высокопоставленных российских шпионов и бизнесменов.
Это поразительное свидетельство The Observer получила от российского ученого Юлии Светличной, которая встречалась с Литвиненко в этом году и получила от него более 100 электронных сообщений. В серии интервью она рассказывает, что у бывшего российского агента были документы ФСБ (российской структуры, ранее известной как КГБ). Он предложил Светличной, которая живет в Лондоне, заключить с ним сделку и "сделать деньги".
Литвиненко также передал Светличной свои фотографии, которые сегодня публикует The Observer. На одной из них он запечатлен с убитой российской журналисткой Анной Политковской, на другой - во время военной службы в элитном российском подразделении два десятилетия назад, а на третьей - на фоне британского флага, празднующим получение британского паспорта незадолго до того, как его отравили.
Мы можем также сообщить, что сотрудники Скотланд-Ярда, участвующие в расследовании, ездили в Вашингтон беседовать с бывшим агентом КГБ Юрием Швецом, который заявил, что обладает важнейшей информацией. Он был контактом Марио Скарамеллы, итальянского консультанта по безопасности, который находится на лечении в больнице Университетского колледжа Лондона, после выявления в его организме следов полония. Врачи вчера заявили, что у него, по-видимому, нет радиационного отравления.
"Я думаю, что у меня есть "ключ", который может объяснить, что произошло", - подтвердил Швец на прошлой неделе, перед тем как он был допрошен в качестве свидетеля в присутствии агентов ФБР. Швец, который живет в Вирджинии и в настоящее время, похоже, скрывается, отказался вдаваться в подробности. Но деловой партнер Швеца, просивший об анонимности, сообщил The Observer, что за несколько недель до смерти Литвиненко утверждал, что у него на руках досье, содержащее опасные разоблачения, касающиеся Кремля и его отношений с ЮКОСом. По словам источника, это досье собрал Швец.
ЮКОС в свое время принадлежал олигарху Михаилу Ходорковскому, который в настоящее время отбывает семилетний срок за неуплату налогов в российской тюрьме. Его сторонники утверждают, что его осудили на показательном процессе, организованном Кремлем.
Утверждения, что у Литвиненко было досье с информацией, порочащей Кремль, перекликаются с заявлениями, которые он сделал Светличной, интервьюировавшей бывшего агента КГБ в этом году для книги о Чечне, которую она пишет.
В сегодняшнем номере The Observer Светличная, изучающая политологию в Университете Винчестера, утверждает, что, по словам Литвиненко, он имел доступ к российским разведывательным документам, содержащим информацию о людях и компаниях, поссорившихся с Кремлем.
"Он сказал мне, что собирается шантажировать или продавать деликатную информацию о разнообразных влиятельных людях, включая олигархов, коррумпированных чиновников и фигуры в Кремле, - заявила она. - Он называл сумму в размере 10 тысяч фунтов, которую они будут платить каждый раз, чтобы он не обнародовал эти документы ФСБ. У Литвиненко не было денег, и он был уверен, что может получить любые документы, какие захочет".
Доступ Литвиненко к таким документам мог сделать его врагом и крупный бизнес, и Кремль. Однако проверить его заявления почти невозможно, и некоторые политические аналитики дошли до того, что объявили его фантазером.
53-летний Швец является новым персонажем шпионской эпопеи, связывающей Британию, Италию, США и Россию. Как и Литвиненко, Швец работал у российского миллиардера Бориса Березовского, экстрадиции которого Кремль безуспешно добивается от Британии. Швец был майором КГБ в 1980-1990 годах, работая в это время под прикрытием в Вашингтоне как корреспондент российского информационного агентства ТАСС. Он эмигрировал в США в 1993 году и написал книгу о своем опыте.
Швец встречался со Скарамеллой в Вашингтоне в прошлом году, чтобы обсудить роль итальянца как консультанта "Комиссии Митрохина", созданной правительством Италии для расследования российского проникновения в годы холодной войны. Утверждают, что Скарамелла обсуждал с председателем комиссии Паоло Гуццанти возможность исследовать свидетельства связей премьер-министра Италии Романо Проди с КГБ. Проди отрицает такие связи.
Вчера вечером появилось еще одно звено, связывающее слова итальянских политиков и российской разведки. Джерард Баттен, член Европарламента от Партии независимости Великобритании, подтвердил, что Литвиненко говорил ему, что человек по имени "Соколов", российский агент, работавший под прикрытием как корреспондент ТАСС в 1970-е годы, был главным связным между высокопоставленными итальянскими политиками и КГБ.
На этой неделе Скотланд-Ярд побеседует с двумя россиянами, которые виделись с Литвиненко в тот же день, когда он обедал со Скарамеллой. Бывший агент ФСБ Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун встречались с Литвиненко в гостинице Millennium Mayfair. Следы полония были обнаружены в самолетах, которыми они летели из Москвы в Лондон и обратно.