Роды в 64 года - но что будет с ребенком?
Гинекологическая клиника в Ашаффенбурге, белое здание с башенками, вокруг - парк. Почти что идиллия. Однако сейчас там царит смятение. Постоянно звонят телефоны, толпятся журналисты. То, что там произошло, можно назвать сенсацией. В воскресенье стало известно, что в стенах клиники девочку родила 64-летняя женщина.
Однако случай интересен не только своей сенсационностью. Одновременно ставится вопрос о практическом применении научных достижений. Это вопрос этики, ведь во главе угла оказывается судьба ребенка. Вчера администрация клиники высказала свое сожаление в связи с тем, что подробности данных родов стали достоянием публики, и указала на то, что ни врач, принимавший роды, ни клиника "ни прямо, ни косвенно этой беременности не способствовали". 64-летняя женщина поступила к ним, будучи беременной, и ей была сделана операция кесарева сечения. Никаких интервью, предупреждают в клинике сотрудников, иначе - увольнение.
Еще совсем недавно женщин, забеременевших ближе к 30 годам, называли "старородящими". Сегодня этим словом называют беременных старше 35 лет. 64-летняя женщина - это "более чем старородящая", поскольку она забеременела через несколько лет после наступления менопаузы. С точки зрения медицины, эта женщина не находится в детородном возрасте. Ребенок, которого она выносила, был зачат благодаря донорской яйцеклетке. Яйцеклетки другой, значительно более молодой женщины. Клетка была оплодотворена "в пробирке" спермой мужа будущей матери. Причем вне Германии. Здесь донорство яйцеклеток запрещено законом.
Кристиан Талер считает донорство яйцеклеток "в принципе полезной вещью". Мюнхенский профессор является председателем Комитета университетских центров медицинской репродукции. В США он сотрудничал с врачами, которые подсаживали оплодотворенные донорские яйцеклетки молодым женщинам, перенесшим раковое заболевание и прошедшим курс химиотерапии, вследствие чего они больше не могли зачать ребенка естественным путем. "В Германии этот метод запрещен по причине возможных злоупотреблений", - объясняет он. Тем более что о случаях продажи яйцеклеток и использовании затруднительного материального положения женщин-доноров хорошо известно.
О женщине, родившей в клинике Ашаффенбурга, известно немногое: у нее было несколько выкидышей, что и подвигло ее к этому шагу. Кристиан Талер говорит: "Я удивлен, ведь наряду с радостью по поводу рождения ребенка этой женщине вскоре придется столкнуться с большими трудностями. У нее не было хороших советчиков".
Примерно такие же аргументы приводит и Герберт Кентених, профессор из Университета им. Гумбольдта и главный врач гинекологической клиники Немецкого Красного Креста в Берлине: "Если женщина многие годы безуспешно пыталась забеременеть, то нужно думать о ее душевном состоянии. Ей нужна квалифицированная психологическая помощь". При этом он также сожалеет, что донорство яйцеклеток в Германии принципиально запрещено. "Однако я против того, чтобы донорские клетки получали женщины, у которых уже наступила менопауза". При этом он думает не только о женщинах. "Мы не должны упускать из вида интересы ребенка. 64-летняя женщина может быть очень заботливой матерью. Но у нее не хватит сил, чтобы дать ребенку все необходимое. А в подростковом возрасте, когда ребенку так важны серьезные разговоры с родителями, этой женщине будет 79 лет. Или она уже умрет".
За последние горы в Европе зарегистрировано несколько случаев рождения первенцев у женщин в возрасте за 60 лет. О них всегда говорилось как об успехе современной медицины. Также всегда подчеркивалось: "Мать и ребенок здоровы". Как и в данном случае, когда вес ребенка при рождении составил 2100 граммов, что заметно ниже нормы. Герберт Кентених говорит: "Мы не знаем, не будет ли у него в дальнейшем задержек в развитии". Те люди, которые помогли забеременеть 64-летней женщине, должны были понимать, что риск преждевременных родов велик.
При всем том ребенку нужно пожелать, чтобы он развивался хорошо. А позже - свыкнуться с мыслью, что его родители выглядят, словно бабушка и дедушка. И с тем, что именно так будут воспринимать их окружающие.