В стране, которой, по идее, положено быть загадочной и непредсказуемой, результаты выборов почти тютелька в тютельку совпали с прогнозом.
"Единая Россия", партия без идеологии, список которой на выборах возглавлял Владимир Путин, изначально должна была победить. Благодаря поддержке президента она теперь получит большинство в две трети мест Государственной думы. Оппозицию составит лишь немногочисленная фракция когда-то могучей Коммунистической партии.
Вопрос в том, чем станет исход выборов для Путина и для России: залогом светлого будущего или проклятием? Смотря как президент предпочтет распорядиться козырями, которые он получил на руки. За истекший период он показал себя как замечательный мастер тактического искусства, но остается неясным, есть ли у него стратегия.
Первое неизвестное состоит в том, действительно ли Путин хочет остаться фактором силы в общей системе - в качестве премьер-министра или кого-то типа "серого кардинала", стоящего за троном следующего президента. Возможно, в реальности Путин желает грациозно откланяться и сойти со сцены?
По-видимому, большинство наблюдателей полагает, что Путин хочет и в дальнейшем дергать за веревочки или даже организовать собственное возвращение на президентский пост после благовидной паузы (конституция запрещает одному человеку быть президентом более двух сроков подряд). Однако есть ряд хорошо информированных аналитиков, которые доселе уверены, что Путин хочет уйти и остается, поддавшись уговорам, лишь во имя предотвращения яростной междоусобицы между фракциями в Кремле.
Если дело обстоит именно так, успех Путина вполне может обернуться лично для него проклятием. Признаки междоусобицы уже есть. Недавний арест Сергея Сторчака, заместителя министра финансов, по обвинению в хищении, воспринимается как удар по либеральным экономистам в правительстве. Среди потенциальных претендентов на роль преемника Путина эту фракцию представляет Дмитрий Медведев, первый вице-премьер и председатель совета директоров "Газпрома".
К самым вероятным кандидатам относится и Сергей Иванов, тоже первый вице-премьер, в прошлом министр обороны. Когда-то он работал в элитарном управлении внешней разведки КГБ и находится в близких неформальных отношениях с Путиным. Но Иванов не ладит с Игорем Сечиным, заместителем главы администрации президента в Кремле, лидером еще одной могущественной фракции "силовиков" (действующих и бывших сотрудников спецслужб).
Беда Сечина в том, что у него нет сильного кандидата в президенты, поэтому он принадлежит к числу лиц, которые наиболее рьяно уговаривают Путина сохранить реальную власть в стране. Вполне возможно, что Сечин поддержит кандидатуру безобидного подставного лица в качестве преемника - например, Виктора Зубкова, недавно назначенного премьер-министром. Возможно, Зубков уйдет в отставку, чтобы позволить Путину вернуться в Кремль.
После того как стали известны результаты выборов, все эти сценарии остаются вероятными. Выборы ничего не решили. Но решающий момент близится: к 17 декабря "Единая Россия" планирует назвать своего кандидата в президенты. Последний день подачи заявок на участие в президентских выборах - это 23 декабря.
Но даже тогда, возможно, не станет ясно, в каком качестве видит себя Путин в будущем. Он намекнул, что, возможно, станет премьер-министром. Поскольку у него две трети мест в Думе, он даже вправе обеспечить передачу полномочий от президента парламенту и тем самым связать руки своему преемнику.
Кристофер Грэнвилль, редактор Trusted Sources, долгое время отслеживающий события в России, полагает, что результаты выборов дают Путину "фундамент для того, чтобы поступить правильно". Но Путину следует удержаться от соблазна занять пост премьера, так как это повлечет за собой "долговременную институциональную патовую ситуацию".
Грэнвилль, как и многие другие, говорит, что с "двумя царями" Россия никогда не функционировала как надо. Истинный царь всегда (с точки зрения народа) находится в Кремле. Грэнвилль полагает, что Путину следует выбрать в преемники могущественного и компетентного президента, которого поддерживало бы прочное большинство в парламенте. Путину следует обеспечить стабильность в переходный период, после чего грациозно откланяться.
Возможно, Грэнвилль ожидает слишком многого. Но удерживать кремлевские фракции от ссор - гораздо более сложная задача, чем обеспечить мандатами в Думе свою ручную партию.