"Европа снова стала пешкой в игре великих держав", - так начинает свою статью, опубликованную в газете Handelsblatt, ее постоянный автор Андреас Ринке. После расширения ЕС США оказывают массированное влияние на восточноевропейские страны с целью реализации – наперекор России – собственных интересов, пусть даже ценой распада Евросоюза. Одновременно вновь окрепшая Россия снова и снова пытается развалить европейский клуб "двадцати семи" – не отказывая себе в том, чтобы уменьшить влияние американцев. Примеров достаточно. С американской стороны это система ПРО в Восточной Европе или споры вокруг расширения НАТО, громоздящие новые пропасти в Европе и ЕС. С российской – свежее предложение о новой "европейской архитектуре безопасности", не включающей в себя НАТО.
Конечно, замечает автор, русские правы, когда говорят, что структуры времен холодной войны устарели. Сегодня перед американцами, европейцами и русскими стоят такие проблемы, как борьба с терроризмом, вопросы энергетики, преступности, миграции, а также, не в последнюю очередь, тема правового государства как основа для мирного сотрудничества. Этот круг тем, считает Андреас Ринке, выходит за рамки возможностей НАТО, которое, будучи военным союзом, не пользуется доверием всех заинтересованных сторон. Не по плечу он и Евросоюзу.
Как назло, российское предложение совпало по времени с войной на Кавказе и с заявлением Москвы о размещении ее ракет в Калининграде. В Восточной Европе снова оживают старые страхи перед "агрессивным медведем". Поэтому в идее "европейской архитектуры безопасности" они видят уловку, способную расшатать их устойчивое положение в "тихой гавани НАТО".
Предположение не лишено оснований, замечает немецкий журналист. Ведь Россия полагает, что ей легче защищать свои интересы, имея перед собой не блок государств, а множество стран – впрочем, такого же мнения придерживаются и США. Тем не менее, платформа для дискуссий по политике безопасности необходима, и основой для нее может стать ОБСЕ. Европейцам следует вспомнить о положительном опыте с организацией, которая была предшественницей ОБСЕ, с Конференцией по безопасности и сотрудничеству в Европе. Именно ей удалось запустить за железный занавес "вирус" диалога. Советский Союз пал не только под технологическим и финансовым превосходством Запада, но еще и потому, что в Европе он потерял своего идеологического противника. И нельзя допустить, чтобы на его месте возник новый.
Однако диалог возможен только при условии, если в нем будут участвовать Вашингтон и Москва, причем без всяких ставок на раскол. Поэтому ЕС должен дать понять и США, и России, что не стоит делить его на пророссийскую и протрансатлантическую фракции, заключает Андреас Ринке.