Соединенные Штаты больше не могут позволить себе роскошь игнорировать Россию, отмечает в своей статье для Los Angeles Times Леон Арон, директор программы исследований России в American Enterprise Institute. "Впервые с середины 80-х годов ХХ века Россия стала одной из самых животрепещущих проблем национальной безопасности, и кандидатов в президенты будут спрашивать, как они собираются ей противостоять", - отмечает он.
Итак, что следует знать о России кандидатам в президенты США?
"Первое и самое важное: следующий президент США будет вынужден 4 или 8 лет иметь дело с Россией Владимира Путина", - пишет автор. По его мнению, Путин движется к пожизненному президентству.
Чего же хочет Путин? Что им движет?
На взгляд Арона, конечная цель - "вернуть если не все ключевые активы (политические, экономические и геостратегические), потерянные при распаде советского государства, то большую их часть". Эту задачу автор называет "доктриной Путина".
В политике это постепенное, но неуклонное восстановление контроля государства над политической жизнью, судами, СМИ и большей частью институтов гражданского общества. "В экономике доктрина требует вновь занять и контролировать то, что Ленин назвал "командными высотами экономики", - считает автор.
Цель за пределами России - фактическое право вето на режимы в большинстве постсоветских государств, а также их внешнеполитическую и оборонную ориентацию. В глобальном масштабе - попытки вернуть России статус великой державы, по большей части в пику США. Кроме того, Россия должна остаться ядерной сверхдержавой.
Способен ли президент США изменить цели Путина? Арон уверен, что да. По его мнению, Путин не силен в стратегии, он лишь ловкий тактик. Это упрямец, но не безумец. Белый дом может изменить его образ мышления и политику, если проявит твердость и последовательность в сочетании с непредвзятостью, бдительностью и гибкостью.
Арон советует брать пример с Рейгана, особенно с его убеждения, что единственный способ кардинально изменить курс России - создать стимул для внутренних реформ. "А это можно сделать, лишь повысив цену за внутренние репрессии и агрессию за границей", - пишет автор.
Процесс будет непростым и небыстрым, но время работает на реформы - то есть на российский народ, уверяет автор. Россия не может покрыть расходы на Крым, Новороссию и модернизацию армии, а также убытки от западных санкций, не сокращая расходы на здравоохранение и образование, а также без заморозки пенсий и зарплат. То есть Путин не может решать проблемы, не подрывая собственную политическую базу.
"Со дня на день дилемма обостряется. Провести глубокие институциональные реформы, децентрализацию и либерализацию, дабы кардинально улучшить инвестиционный климат? Или избрать ресталинизацию России в царстве массового обнищания и репрессий, что неизбежно приведет к коллапсу", - так автор завершает статью.