Местный автопром разваливается ? на рынке разворачиваются иностранные производители
У русских автомобиль ? это любимая игрушка. В выходные дни они холят и лелеют свои машины, что-то мастерят и прикручивают, обсуждают проблемы с друзьями и прямо на капоте разливают водку. Российские "Лады", "Волги" и "Москвичи" требуют внимания, так как они ? часто только сойдя с конвейера ? уже всячески демонстрируют свой норов. Их общеизвестное плохое качество делает дальние поездки рискованным мероприятием, много нервов также уходит на то, чтобы по утрам завести автомобиль.
Поэтому русские отказываются от отечественных машин, чье техническое состояние даже через 12 лет после крушения Советского Союза соответствует стандартам 30-летней давности. В прошлом году в России было произведено всего 1,2 млн автомобилей всех марок. Это на 3,2% меньше, чем в 2001 году и соответствует уровню 2000 года.
Спад в производстве легковых машин еще заметнее. О заметном сокращении производства рапортуют, прежде всего, автогиганты "АвтоВАЗ" ("Лада") и ГАЗ ("Волга"). По данным министерства промышленности и науки, в прошлом году с конвейера сошло только 970 тысяч легковых автомобилей, что на 5% меньше, чем в 2001 году. При этом отечественная продукция пылится на складах, и интерес к ней тает, как снег на солнце.
Однако, несмотря на это, объем продаж автомобилей в стране вырос примерно на 7%. Нового владельца нашли 1,5 млн машин. Ниша заполняется импортными автомобилями и, прежде всего, подержанными, которым российский автомобилист доверяет больше, чем новым отечественным машинам.
В то время как в 2000 году в страну было завезено в общей сложности 223 300 подержанных автомобилей, в 2001 году их число поднялось до 600 тысяч. Сюда не входят машины, ввезенные в Россию нелегально. Причем эта тенденция имеет место и после того, как российское правительство в прошлом году заметно повысило пошлины, на 25%, на импорт легковых автомобилей, запретив при этом ввоз машин старше 7 лет.
В Россию медленно, но верно потекли прямые иностранные инвестиции. "Ford" организовал в прошлом году производство в Ленинградской области, General Motors ? в Тольятти, KIA и BMW уже несколько лет работают в Калининграде. Опираясь на эти мощности, как полагает Алексей Серешенкин из министерства промышленности, в этом году объемы производства снова увеличатся. Он рассчитывает, что будет выпущено от 1,2 до 1,3 млн новых машин, это соответствует росту в 5 - 6%. Проигравшими останутся российские производители, которые до сих пор показывали свое неумение рационально использовать собственные мощности.
В этой ситуации депутаты Государственной Думы вспомнили свой советский опыт. На прошлой неделе они призывали правительство к "спасению отечественного автопрома". Они предложили премьеру Михаилу Касьянову, чтобы его правительство закупило те легковые автомашины, которые не пользуются спросом и тем самым спасло бы производителей.
Кремль почувствовал себя обязанным и пообещал закупать для своего автопарка лишь отечественную продукцию: собираемые в Калининграде BMW, FORD из Ленинградской области и "Волги" из Нижнего Новгорода. Министр промышленности Клебанов хочет защитить российских производителей более высокими пошлинами. Они должны, если все пойдет по его плану, вырасти с 25 до 35%.
Однако до сих пор у российского автопрома с конвейера сходили только "ветераны". Если теперь полностью не переосмыслить концепцию отечественного автомобилестроения, считает Вадим Швецов, генеральный директор автомобильного завода УАЗ ("Северсталь"), российский автопром ожидает окончательный провал.
Россия в рамках своего предстоящего вступления в ВТО как раз ведет переговоры о переходном периоде в 6 - 7 лет, в течение которого 35-процентные импортные пошлины должны защищать отечественную автопромышленность. Тот, кто понимает это как "передышку", абсолютно не прав, полагает Швецов.
Вместо этого производители должны как можно скорее искать за границей стратегических партнеров, которые имеют финансовые средства и технические возможности, чтобы наконец создавать конкурентоспособные автомобили. Однако это было бы, как считает Швецов, концом традиционного российского автопрома с его самостоятельно разрабатываемыми моделями. Он исчезнет, "ничего другого ему не остается", высказывает Швецов кощунственное для русского уха мнение.