Россия защищает свои нефтяные интересы
Администрация Буша считает, что Россия не будет возражать против военной операции американской коалиции в Ираке, если Саддам Хусейн откажется выполнить требования ООН и уничтожить оружие массового поражения.
Представители американского правительства, участвующие в длительных переговорах с Москвой, считают, что президент России Владимир Путин предпочел бы мирное решение, но, если США решат свергнуть Саддама, Путин вряд ли будет протестовать и пользоваться правом вето в Совете Безопасности ООН.
Россия заключила с правительством Хусейна ряд крупных договоров, наиболее значимые - в области добычи нефти. Эти сделки могут не состояться в случае смены правительства в Багдаде. Понимая, что США готовы свергнуть Хусейна и оккупировать Ирак, российские чиновники и бизнесмены требуют дать гарантии того, что Америка будет уважать их интересы.
На прошлой неделе Путин отказался от прежних заявлений российского правительства о неоправданности применения военной силы. Он сказал: если Ирак будет мешать работе инспекторов, Россия договорится с США о принятии более жестких мер. О каких именно мерах идет речь, Путин не уточнил.
Администрация США пытается получить санкцию ООН на использование военной силы, и ей очень важно заручиться согласием Москвы. Россия является одним из пяти членов Совета Безопасности, обладающих правом вето. Мнения членов Совета Безопасности и европейских государств по вопросу о том, что следует предпринять, разошлись, а потому точка зрения Москвы имеет большое значение.
В среду госсекретарь Колин Пауэлл представит в Совете Безопасности точку зрения США. Америка обвиняет Хусейна в том, что он прячет химическое и биологическое оружие, поддерживает международные террористические организации и разрабатывает ядерное оружие. Администрация решает вопрос о том, к принятию каких мер ей следует призвать ООН.
Политики и аналитики считают, что позиция России по этому вопросу мотивирована в первую очередь прагматическими соображениями; Хусейн и его оружие мало интересуют Москву. Путин хочет сохранить хорошие отношения с президентом Бушем и Западом, сконцентрировав основное внимание на экономических проблемах своей страны.
Последние два года в нужный момент Путин, как правило, отказывался от своих возражений, делал неприятный для себя выбор и продолжал двигаться дальше. Именно так он поступал, когда администрация Буша разорвала договор по ПРО, заключила новое соглашение о ядерном оружии дальнего радиуса действия, договорилась о расширении НАТО.
Путин не испытывает симпатий к Хусейну и не хочет оказаться в изоляции в том случае, если иракский лидер будет свергнут и американцы начнут принимать важные решения о послевоенной судьбе Ирака.
"Путин не глуп. Он понимает, что президент Джордж Буш очень серьезно относится к проблеме Ирака", - сказал высокопоставленный представитель правительства США. Он добавил, что предупреждение, которое Путин сделал Ираку на прошлой неделе, - это "не случайность".
Другой представитель американских властей заявил, что США собираются поделиться с Путиным данными о том, что некоторые террористы, действующие в Чечне и в грузинском Панкисском ущелье, были в Ираке и получали поддержку со стороны Багдада. Этот чиновник предполагает, что такие данные покажутся Путину, которому очень важно решить чеченскую проблему, более убедительными, чем информация о военных программах Ирака.
В прошлом году российские бизнесмены и чиновники дали понять администрации Буша, что больше всего их интересует финансовый аспект иракской проблемы.
Россия заключила с Ираком крупные энергетические сделки. Экономика России очень сильно зависит от нефтяных прибылей. Кремль опасается, что иракская нефтяная промышленность начнет производить большое количество нефти и цены упадут ниже 18 долл. за баррель. В этом случае у Росси возникнут серьезные финансовые проблемы.
Кроме того, Ирак должен России 8 млрд. долл. Эти деньги Москва хотела бы получить обратно, после того как экономика Ирака будет восстановлена.
Американские чиновники не могут обещать россиянам, что для них будут созданы какие-то особые условия. У других стран тоже есть свои планы в Ираке и основания требовать часть послевоенных прибылей. Значительная часть нефтяных доходов будет потрачена на восстановление страны и реализацию социальных проектов.
Администрация призвала Россию согласиться на то, что все должны иметь равные условия в процессе развития иракской нефтяной промышленности; подчеркивается, что в конце концов иракцы будут сами решать, что делать с собственной промышленностью.
По словам представителя американского правительства, россияне "хотят быть уверенными, что мы уважаем их интересы. Мы не собираемся сжигать их месторождения, я думаю, они будут этим довольны".
"Россиянам хотелось бы занять выгодную позицию, - говорит Фиона Хилл, научный сотрудник Брукингского института. - Я думаю, им следует надеяться лишь на то, что их не оставят в стороне, что условия будут равными для всех и США не будут господствовать в нефтяной промышленности послевоенного Ирака".
Хилл считает, что Путин не будет возражать против военных мер, если конфликт с Хусейном обострится. "Россияне не хотят остаться в стороне", - заметила она.