Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 февраля 2008 г.

Алан Трэвис | The Guardian

Уайтхолл разрабатывает правила, как говорить о терроризме

Британское правительство составляет новый список выражений, которые должны употреблять при обсуждении террора государственные служащие, чтобы в разговорах с мусульманами о природе терроризма не возлагать вину на исламское население.

Готовящееся руководство отражает решение Уайтхолла отказаться от "агрессивной риторики" в так называемой войне против террора, запрещая чиновникам использовать такие термины, как "исламский экстремизм" и "джихадисты-фунтаменталисты". Вместо них предлагается говорить об "экстремизме, сопряженном с насилием", и "преступниках-убийцах" или "бандитах" - таким образом, удастся избежать прямой связи ислама с терроризмом.

Также борцов с терроризмом предупреждают, что слова о противостоянии ценностей или битве идей часто воспринимаются как разговор о "конфронтации/столкновении цивилизаций/культур". Авторы руководства полагают, что гораздо эффективнее будет говорить об общих ценностях.

Проект, попавший в распоряжение The Guardian, подготовлен управлением министерства внутренних дел по исследованиям, информации и коммуникациям. Данный отдел был создан летом прошлого года для борьбы с пропагандой "Аль-Каиды" и призван вести "битву за сердца и умы".

Как свидетельствует данный шаг, правительство признает сложности, связанные с контртеррористической деятельностью, и понимает, что необходимо "избегать утверждений, что в происходящем виноваты данные конкретные сообщества", если подобный подход поможет настроить определенные круги против идей экстремизма. Новый "террористический" лексикон в прошлом месяце проскользнул в речи министра внутренних дел Джеки Смит, которая назвала экстремизм "антиисламским".

Теперь же документ министерства показывает, насколько далеко ушел новый официальный язык. "Нашей целью не является составить четкий список запретных выражений. Необходимо, однако, указать на термины, которые грозят вызвать непонимание и таким образом помешать должной реакции, - говорится в руководстве. - Вопрос связан не с политической корректностью, а с эффективностью. Доказано, что люди перестают слушать, если воспринимают слова как обвинения в свой адрес".

Просочившиеся из Уайтхолла бумаги свидетельствуют не только об усложнении государственного подхода к беседам о терроризме, но и о том, как сложно составить профили людей, наиболее подверженных действию пропаганды экстремистов.

Также видно, насколько размыты критерии, по которым министр местного самоуправления Хейзел Блирс распределяет 45 млн фунтов, выделенных на ближайшие три года на защиту на местах от экстремизма.

В этом году фонды впервые будут распределяться в районах, где мусульманское население превышает 4 тыс. человек, по данным переписи 2001 года. "В настоящий момент этим данным уже 6-7 лет. Учитывая быстрый рост мусульманского населения, сейчас эта информация, вероятно, окажется устаревшей", - говорится во внутренней правительственной переписке. Там же сказано, что муниципалитеты получат фиксированный минимум средств и дополнительные ассигнования в зависимости от размеров мусульманского населения.

Столь грубая оценка очень ограниченна, и можно полагать, что власти очень редко представляют, откуда в Великобритании исходит опасность экстремизма.

Официальные лица признают, что в связи со сменой подхода шесть районов, которым в настоящий момент выделяются средства на борьбу с экстремизмом, с апреля перестанут получать деньги. В частности, прекратится соответствующая работа в Кроули, где жили трое из пяти человек, осужденных за подготовку взрывов в торговом центре Bluewater в Кенте и в лондонском клубе Ministry of Sound.

В другом документе, составленном министерствами внутренних дел и местного самоуправления, говорится, что в стратегии по борьбе с поддержкой экстремистов и участием в терактах очень смутно говорится о том, кого должны затронуть официальные меры: "Единого профиля тех, кто наиболее подвержен воздействию данных факторов, не существует, однако, по-видимому, это молодые люди (обычно младше 30 лет) и чаще мужского пола (хотя число женщин, поддерживающих и практикующих экстремизм, возрастает)".

В том же документе подчеркивается, что "недовольство, которое используют данные идеологии" для вербовки новых сторонников, может быть обоснованным, и необходимо устранять его причины. "Ни один кажущийся повод для недовольства не может оправдать терроризм. Однако там, где сомнения высказываются обоснованно, нам необходимо быть готовыми обсуждать их".

"Мы намерены лучше объяснять нынешнюю политику, например внешнюю политику Великобритании, и опровергать то, что о ней говорят на языке сопряженного с насилием экстремизма", - указывается в документе. В то же время, если сомнения "обоснованны, мы должны быть готовы принимать меры".

При этом четко говорится, что это не означает перемен в британской внешней политике - речь идет о борьбе с неравенством и безработицей среди мусульман Великобритании.

"Фонд глобальных возможностей" и международные программы помощи будут использоваться для "борьбы с реальными трудностями людей в важнейших странах за рубежом. Это поможет увеличить их устойчивость перед пропагандой экстремистов".

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru