Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 февраля 2008 г.

Гай Хазан, Чип Камминс | The Wall Street Journal

Отключение газа в Центральной Азии вызывает тревогу в странах Европы

Действия Туркмении в отношении Ирана заставляют Евросоюз беспокоиться по поводу проекта строительства газопровода

Прекращение поставок природного газа из Средней Азии вызвало глубокую озабоченность в странах Евросоюза. Там сомневаются в целесообразности прокладки газопровода, который позволит положить конец зависимости Европы от России, но зато будет завязан на газ из Средней Азии.

В конце декабря на фоне рекордного за несколько десятков лет похолодания, Туркмения из-за спора о тарифах перестала поставлять газ Ирану. Эта жесткая тактика вызвала эффект домино: Иран отключил газ Турции, Турция перекрыла вентиль, и топлива лишилась Греция - член Евросоюза.

Этот эпизод несет на себе отпечаток российского демарша, когда в январе 2006 года из-за разногласий по тарифам и некоторым политическим вопросам без газа осталась Украина. Вследствие этого снизился объем поставок и на европейские рынки: все 27 стран блока начали сильно беспокоиться по поводу своей зависимости от России и искать альтернативные источники сырья.

Ключевую роль в этом процессе играет Nabucco, газопровод длиной около 2 тыс. миль, который свяжет Восточную Турцию с Австрией и позволит ежегодно поставлять в Евросоюз 31 млрд кубометров газа. Топливо будет поступать из Азербайджана, а также, возможно, из Туркмении, Ирана, Египта и Ирака.

На этой неделе проект Nabucco, стоимость которого составляет 7,4 млрд долларов, получит новый импульс. Как вчера стало известно от сотрудников консорциума, к пяти уже заявленным партнерам (австрийской OMV AG, венгерской Mol Nyrt, румынской Transgaz SA, болгарской Bulgargaz Holding EAD и турецкому государственному предприятию Botas) присоединится вторая по величине энергетическая компания Германии RWE AG.

Однако надежность поставщиков энергоресурсов и транзитных государств является "источником серьезных опасений для Евросоюза, который пытается диверсифицировать свой газовый портфель", сказал в своем заявлении по поводу последнего прекращения поставок из Средней Азии координатор проекта Nabucco Джозиас Йоханес ван Аартсен. "Чем больше стран участвуют в транзитной цепочке, чем больше потенциальных поставщиков, тем больше усилий нам предстоит приложить, чтобы снизить риски, которые поддаются прогнозированию - как, например, нарушение прокачки газа из-за вмешательства на правительственном уровне".

Уже сейчас в Nabucco обеспокоены тем, что газа для наполнения трубы может не хватить. События прошлого месяца поставили под сомнение надежность Туркмении как поставщика и Турции - как европейской энергетической магистрали. Опасения могут возникнуть и в Китае, который вкладывает большие деньги в строительство нового газопровода из Туркмении и, таким образом, может стать основным потребителем туркменского газа.

"Это очень плохой знак для потенциальных клиентов", - говорит Майкл Леливельд, специалист по России и странам Каспийского бассейна из консалтинговой компании PFC Energy.

Причина имевших место в январе перебоев с газом коренится в самоуверенности, которая с недавних пор стала свойственна туркменским властям. Туркмения располагает вторыми по величине запасами природного газа среди стран бывшего СССР (на первом месте - Россия), но на протяжении долгого времени ее газовый экспорт почти на 100% зависел от российской системы коммуникаций.

Ситуация меняется. Планы Китая по постройке газопровода в Туркмению придали этому центральноазиатскому государству дополнительный вес в ходе переговоров о цене: в прошлом году российское открытое акционерное общество "Газпром" согласилось на повышение цены на туркменский газ сначала со 100 до 130 долларов за тысячу кубометров, а потом и до 150 долларов.

От китайцев Туркмения требует еще больше. По сообщению Dow Jones Newswires, сотрудник PetroChina Co. в январе сообщил, что Китай начиная с 2010 года будет платить 195 долларов за тысячу кубометров туркменского газа.

Туркмения начала оказывать давление и на Иран. По словам тамошних чиновников, их северный сосед рассчитывает довести цену на свой газ до 140 долларов за тысячу кубометров, то есть поднять ее почти вдвое. Иран ответил отказом, и в конце декабря Туркмения прекратила поставки газа, сославшись на технические неполадки.

Этот шаг совпал с внезапным и сильным похолоданием в Иране: температуры в регионе упали до минус 25 по Цельсию.

Хотя туркменское топливо составляет лишь 5% от потребляемого Ираном объема газа, в отдаленных деревнях на севере и западе страны, как сообщалось, десятки людей умерли от переохлаждения. Чиновники сообщают, что газового отопления лишились около 300 тыс. хозяйств. Иранская сторона назвала это отключение "аморальным".

На территории Ирана залегают вторые по величине запасы природного газа после России, но из-за американских санкций, местных политических распрей и хаотичной инвестиционной стратегии серьезных попыток разработать эти месторождения не предпринималось.

Туркменские власти первоначально говорили, что прекращение поставок газа Ирану связано с неотложными ремонтными работами на газопроводе. Иран это объяснение отверг.

"Они хотели, чтобы мы платили более высокую цену, чем значится в контракте, - сказал в интервью аятолла Ганими-Фард, исполнительный директор по международным отношениям из National Iranian Oil Co. - Свою позицию они аргументировали тем, что другой покупатель платит больше".

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru