Глава "Газпрома" Алексей Миллер говорит в интервью Der Spiegel о рентабельности газопроводов и о репутации газового концерна как "длинной руки Кремля".
По словам председателя правления "Газпрома", концерн позиционирует себя как глобальную энергетическую компанию, в интегрированную вертикальную сеть которой входят все ступени: от разведки и добычи, транспортировки и хранения до вывода продукции на рынок и доставки конечному потребителю. И частью этой сети, подчеркивает Миллер, являются такие крупные международные игроки, как E.on, Ruhrgas, BASF или Eni. "Доли в этих концернах для нас - часть стратегии".
Отвечая на вопрос журналистов о целесообразности строительства Балтийского газопровода, стоимость которого выросла с 4 до 8 млрд евро, Алексей Миллер указал на прибыльность подобных инвестиций. "Балтийский газопровод принадлежит наполовину "Газпрому", наполовину европейским партнерам. Это наш совместный газопровод, который не проходит через транзитные страны, в результате чего мы не должны платить за транзит газа. Наше 50-процентное участие, - напомнил Миллер, - соответствует сумме, которую концерн потерял за те дни, когда имел место газовый конфликт с Украиной".
При этом Миллер не считает, что с появлением нового газопровода газ для немецких потребителей станет дешевле. "Строительство газопровода не может повлиять на цену на газ. Ее определяют не "Газпром" или европейские партнеры, а цена на нефть. А вот вопрос о справедливости такой взаимосвязи является вопросом справедливости финансового капитализма так такового".
"В ходе финансового кризиса мы пережили много того, чему никто из нас не учился. Мир и Европа пережили такие потрясения, от которых не могут оправиться до сих пор. Похоже, ваши учителя были все-таки не до конца проницательны", - заметил глава российского концерна, комментируя утверждение журналистов о том, что цену должно определять соотношение спроса и предложения.
Комментируя намерения России проложить оцениваемый в 24 млрд евро газопровод "Южный поток" в дополнение к уже строящемуся "Северному потоку", Алексей Миллер указал на то, что "оба трубопровода полностью вписываются в рамки нашей стратегии, а также стратегии ЕС в области диверсификации транспортировки газа. "Северный поток" и "Южный поток" создают новые транспортные коридоры в Европу. До сегодняшнего дня 80% российского газа поступает через Украину. Есть отличная российская поговорка: не надо класть все яйца в одну корзину".
Миллер опроверг бытующее мнение о том, что Россия настроена против строительства газопровода Nabucco, при этом отметив, что вопрос о его заполнении - проблема европейцев.
"Отличным клише для западных читателей" назвал глава "Газпрома" предположение его немецких визави о том, что стратегически важные решения могут приниматься не в головном офисе концерна, а в Кремле. "Все верно, более половины акций концерна принадлежит государству. А поскольку государство является мажоритарным акционером, оно вправе задавать стратегические цели: диверсификацию наших рынков, транспортные маршруты, вопросы, связанные с производством. Других задач государство перед нами не ставило".