Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 июля 2005 г.

Марина Верна | La Stampa

Путин и Шредер в бывшем немецком анклаве

Четвертая с 2003 года неформальная встреча состоялась на этот раз в российском Калининграде, бывшем прусском Кенигсберге. Хозяин дома - Владимир Путин. Приглашенные - Герхард Шредер и Жак Ширак. Это трио на протяжении нескольких лет действует на международной арене вместе, по меньшей мере, по некоторым вопросам, как, например, оппозиция войне в Ираке (хотя вчера Путин заявил по этому вопросу, что "все разногласия отошли в прошлое". Поводом для этой встречи стали празднования 750-летия немецкого города - родины Канта, писателя-романтика Хоффмана, философа Ханна Арендта, художницы Кэти Колвитц - территории, которая стала советской в 1946 году, когда на Потсдамской конференции Сталин потребовал ее себе вместе с 15 тыс. квадратных километров, вклинившимися между Польшей и Литвой.

Для нового названия было выбрано имя председателя Верховного совета Михаила Калинина, который совсем недавно умер. Вот так Кенигсберг превратился в Калининград, и началось систематическое разрушение памяти. Сегодня русский поэт Лев Копелев говорит о "городе без прошлого и без души". Организаторы празднеств использовали образы Тевтонского ордена, которые в 1226 году построили первую цитадель, и целую серию маркграфов и избирательных лозунгов, и девиз: "Калининград - российский город в центре Европы".

И все это, как кажется, не вызвало непонимания у немецкого канцлера, который принял приглашение Путина и не стал возражать против отсутствия президентов двух соседствующих с российским анклавом государств, польского президента Александра Квасьневского и литовского Валдаса Адамкуса. Лишь несколько слов, через своего пресс-секретаря Бела Анда: "Мы с удовольствием восприняли бы сообщение о том, что приглашены Варшава и Вильнюс, но это русский праздник, и естественно русским рассылать приглашения". Двое не получивших приглашения, которых Путин наказывает за то, что они проявили слишком большую дипломатическую активность в пользу "оранжевой революции", сильно раздражены. "Трудно понять, почему юбилей празднуется без соседей, - сказал Адамкус. - Сотрудничество между Калининградом и балтийским регионом было названо важным как для ЕС, так и для России". Польский лидер очень жестко высказался против "чрезмерной дружбы", демонстрируемой немецким канцлером главе Кремля".

Ответ Путина прозвучал после мини-саммита в ходе пресс-конференции, проходившей в Светлогорске (бывший Раушен): "Подобные встречи втроем не предполагают участия других глав государств. И 750-летие Калининграда - чисто российский праздник. Присутствие немецкого канцлера на церемонии в Калининградском университете, который назван именем Эммануила Канта, совершенно логично. Как было бы логично присутствие польского президента, если бы Шопен вместо Варшавы родился в Калининграде". Ширак, приглашенный для того, чтобы сделать больший акцент на мини-саммите, а не на торжествах, захотел прибавить несколько слов: "Российский президент выбрал для нашей традиционной встречи втроем Калининград, и я не хочу, чтобы кто-то имел что-то против этого". После этого он уехал. Открывали бронзовую доску, на русском языке, у входа в "Университет Эммануила Канта" лишь Путин и Шредер.

В повестке дня встречи была "большая восьмерка", иранская ядерная программа реформа ООН и требование Германии о предоставлении ей места постоянного члена Совета Безопасности, стратегия против климатических изменений, расширение ЕС. По этому пункту Шредер решил успокоить своего русского друга: "Конституция и расширение - вопросы, которые касаются европейцев и не имеют ничего общего со "стратегическим партнерством с Россией, какие бы кризисы не переживал Европейский союз". Ширак подтвердил: "Отношения между Россией и ЕС являются основным элементом международного равновесия". По деликатному вопросу о переговорах с Тегераном французский президент сказал: "Мы одобряем политику России в отношении Ирана", т.е. ядерное сотрудничество, в частности российский вклад в строительство центра в Бушере. Берлин и Париж ведут переговоры вместе с Великобританией об отказе Тегерана от его программы по обогащению урана, но, очевидно, в Калининграде между мирным и военным атомом пролегла большая дистанция.

Шредер заручился поддержкой друзей в своем сражении за кресло в ООН, игнорируя тот факт, что Москва продолжает отказывать в представительстве немецкому консулу в Калининграде, который на протяжении года вынужден жить в гостинице. Тот, кто хочет получить визу в Германию, должен ехать в Москву. За 1200 км.

Источник: La Stampa


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru