Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 июня 2003 г.

Мисако Такахаси | Asahi

Из символа ограничения свободы школьная форма превратилась в символ свободы выбора

Обязательность школьной формы и правила ее ношения уже давно стали предметом оживленных споров и дискуссий. И по-прежнему ученики разделяются на две противоположные группы ? сторонников и противников формы. Но даже те, кто отстаивает школьную форму, по существу берут от школьной одежды то, что было некогда символом авторитета и престижа, устанавливая тем самым определенные образцы моды.

"Я чувствую себя счастливой, когда мои подруги хвалят мою форму и говорят, что я одета так, как ученица одной известной частной школы, или что моя матроска и белый жакет хорошо смотрятся вместе ", - говорит Юкари Асидзава, ученица средней школы.

16-летняя Юкари Aсидзава, ученица одной из токийских средних школ, всегда приходит на занятия в школьной форме. Но ее форма несколько отличается от общепринятого образца школьной одежды, состоящей из темно-синей юбки и блейзера. Вместо этого Aсидзава одевает либо матроску с белым жакетом, либо светло-голубую блузу с плиссированной юбкой в клетку.

И в этом Асидзава не одинока. Даже в тех средних школах, где нет строгих правил ношения формы, с недавнего времени ученики стали носить одежду, которая внешне очень походит на школьную форму, и иногда даже просто одевают форму, принятую в других школах. Отчасти это интересное явление можно объяснить тем, что мини-юбки, входящие в комплект формы многих школ, с удовольствием одевают девушки, которые хотят похвастаться стройными ногами. Но и без конкретных причин сейчас явно проявляется устойчивая тенденция: эти девушки берут от школьной одежды то, что было некогда символом авторитета и престижа и устанавливают тем самым определенные образцы моды.

Асидзава говорит, что она носила форму и в младших, и в средних классах, но по строгим школьным правилам можно было носить только юбки ниже колен и обязательно с белыми носками. Она хотела как можно скорее перейти в средние классы, где девочкам уже разрешалось надевать мини-юбки и носки любого фасона и цвета. А сейчас, когда она стала ученицей старших классов, она для своей формы максимально использует все допустимые возможности моды.

Повальное увлечение модой на школьную форму часто сопровождается словом "нантяттэ", которое примерно означает "я всего лишь шучу". Асидзава говорит, что более 90% ее одноклассниц носят такую стилизованную форму и что их привлекательность всецело зависит от их вкуса.

Aсидзава унаследовала свою красивую матроску от дочери одного из сотрудников ее матери. Она сама уговорила мать принести домой это бесценное сокровище после того, как выяснила, что прежняя обладательница матроски носила ее вплоть до окончания школы, поскольку матроска была тогда частью ее школьной формы.

Как заметила 43-летняя Хисако, мать Асидзавы, ее дочь предпочитает, чтобы в школьной форме присутствовало как можно больше элементов взрослой одежды. При этом мать призналась, что сожалеет о том, что отношение к школьной форме было иным тогда, когда она сама училась в школе.

"Тогда мы считали школьную форму символом ограничения нашей свободы мысли и поведения, и поэтому выступали против формы, - вспоминает она. - А сейчас время изменилось настолько, что в это даже трудно поверить".

Харука Накамура, 17-летняя ученица другой токийской средней школы, тоже носит одежду, напоминающую школьную форму. У нее тоже есть своя реликвия - темно-синий нейлоновый портфель. Он выглядит как ничем не примечательный обычный школьный портфель, но Накамура объясняет, что он - из школы ее друга, и на нем даже название школы написано латинскими буквами, совсем как у героя известного японского мультфильма.

"Очень важно, чтобы школьный портфель походил на все остальные портфели, но и чем-то отличался от них", - объясняет Накамура.

Это стремление школьников к однородному стилю в одежде натолкнуло токийских модельеров на мысль открыть салон школьной одежды, который получил название East Boy. Три года назад работники салона провели маркетинговое исследование, чтобы детально изучить вкусы учащихся средней школы. Она начали создавать разнообразные модели школьной формы, которые включают в свой комплект рубашки, юбки, ленты, носки и другие принадлежности различных цветов и из различных материалов.

Как сообщила Маюми Ицукаити, директор по общественным связям, эта тенденция уже зашла настолько далеко, что многие учащиеся покупают полный комплект школьной формы даже тогда, когда в их школе отсутствует правило ношения формы. Услугами салона пользуются и ученики тех школ, где введена форма. Они хотят приобрести либо дополнительную ленту для волос, либо иной аксессуар, позволяющий им завершить стиль "нантяттэ". Молодые клиенты обычно приходят в салон после окончания занятий в школе или в выходные дни. В 2002 году доходы санона East Boy увеличились в 1,5 раза по сравнению с предыдущего годом.

Пошив школьной формы оживился по всей стране. Известная своими моделями школьной формы, фирма "Одзакисёдзи", расположенная в городе Курасики (префектура Окаяма), два года назад заключила с французской фирмой Elle контракт о совместном производстве блейзеров и плиссированных юбок. Сеть универмагов Мицукоси продает школьную форму во всех своих магазинах.

Компания "Тэйкоку" (префектура Окаяма) выпускает модели блейзеров для школьниц, которые носят форму исключительно ради моды, а не потому, что этого требуют правила их школы. Нобору Огири, сотрудник производственного отдела компании, сообщил, что, несмотря на падение рождаемости, рынок школьной формы продолжает расширяться и в настоящее время его товарооборот составляет около миллиарда иен.

"Мы создаем и пропагандируем наши модели в тесном сотрудничестве с молодежными журналами и модельерами, специализирующимися на детской и подростковой одежде. Растущая популярность школьной формы - только одно из проявлений общей тенденции, наблюдаемой в молодежной моде", - говорит он.

Ясуко Накамура, руководитель Агентства по изучению и планированию направления моды, сообщила, что стиль "нантяттэ" стал наиболее популярным в прошлом году. Причиной такой популярности стиля стали два фактора: чувство безотлагательности, поскольку девочки хорошо знают о том, что их время для ношения формы достаточно ограничено, а также чувство собственного превосходства, потому что девочки среднего школьного возраста действительно стали силой, с которой общество должно считаться.

Еще совсем недавно выпускницы средней школы, делая последнюю школьную фотографию на память, радостно восклицали: "С завтрашнего утра ? никаких носок! В будущем году мы не будем носить форму!"

Теперь школьная форма перестала быть символом ограничения свободы, напротив, это демонстрация права свободного выбора девушки-подростка. И безграничные свободы, коими девочки наслаждаются, превратили школьную форму в символ тех желаний, которыми надо научиться управлять.

Источник: Asahi


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru