Украина, находящаяся на стыке ЕС и бывшей советской империи, парализована: ее экономика так и не восстановилась после кризиса 2008 года, ее внешняя политика запуталась между Брюсселем и Москвой, ее внутриполитическая сцена напоминает дурной сериал, пишет Le Monde. "Через двадцать лет после обретения независимости стране неведом консенсус, - констатирует корреспондент Мари Жего. - Хуже того, после вступления в должность президента Виктора Януковича Украине, вставшей на путь "путинизации", грозит изоляция. Четыре министра предыдущего правительства находятся за решеткой по обвинению в растратах и злоупотреблении властью".
Как произошло, что плюрализм и свобода слова оказались неуместны в стране, где произошла "оранжевая революция"? Пришедшие к власти "оранжевые" разочаровали, и электорат повернулся к "голубым": теперь вся власть сосредоточена в руках "Партии регионов" - "процветающего холдинга, возглавляемого олигархами из "донецкого клана", пишет газета. На ключевые посты назначены представители Донецка, но с некоторых пор приходится считаться и с кланом самого президента, чей старший сын Александр, процветающий олигарх, готовится стать его преемником, отмечает автор. "На Украине, вопреки распространенному мнению, свободы не больше, чем в России, оппозиция лишена реального влияния, правосудие не независимо, понятия собственности не существует", - убежден комментатор единственного независимого телеканала TVi Виталий Портников.
"Давно укоренившаяся коррупция приобрела системный характер. Все покупается: поступление в вуз, водительские права и даже депутатские мандаты, выставляемые на торги по цене от 1 до 5 млн долларов. Политика превратилась в искусство продаться подороже, о чем свидетельствует непостоянство парламентариев. Самый мелкий региональный руководитель должен платить взятку своему начальнику в Киеве, когда получает бюджетные деньги на ремонт дороги или строительство новой школы. Основным источником зарубежных инвестиций является Кипр: на самом деле, в страну возвращаются деньги олигархов, спрятанные в офшорах. Привлечь настоящих инвесторов - сложная задача", - отмечает газета.
"Постсоветская система изжила себя, - убежден Портников. - Как и в СССР в начале 1980-х, когда было очевидно, что ничего не работает, дни режима сочтены". Политолог Владимир Фесенко из киевского центра "Пента" отмечает, что в обществе преобладает разочарование, а доверие к политикам находится на самом низком уровне. Как отмечает издание, у президента Виктора Януковича дар раздражать общественное мнение: "Он возомнил себя королем!" - возмущается Анатолий, вынужденный каждое утро стоять по 45 минут в пробке, чтобы пропустить президентский кортеж.
Тем не менее, страна не утратила интереса к политическим фельетонам: "В 2005 году споры президента Ющенко с премьер-министром Тимошенко воспринимались как развод в семье, за ними пристально следили. Сегодня факт избиения находящейся в тюрьме Юлии тюремщиком воспринимается как напоминание о насилии над женщинами в семье", - комментирует Фесенко. Последним эпизодом украинской политической саги стала драка в парламенте из-за проекта закона о языке. Предоставление русскому языку статуса второго государственного было одним из предвыборных обещаний Виктора Януковича, однако проект закона провалился. "Проблема русского языка важна с точки зрения Москвы, но здесь людям наплевать, это второстепенный вопрос", - признает Портников. Если деление на "оранжевых" и "голубых" является реальным, то язык не представляет проблемы: на Украине говорят и на украинском, и на русском.
Несмотря ни на что, ожидания населения меняются быстрее, чем ВВП страны, убежден экономист Александр Пасхавер. Есть спрос на новое поколение политиков, не столь неосоветских, как те, что фигурируют на сегодняшней политической сцене. В ожидании реформ все взгляды обращены к Евросоюзу. Тот факт, что Янукович поссорился с Брюсселем из-за обращения с Юлией Тимошенко, сделал его еще более непопулярным. Все в Киеве понимают, что донецкий клан тянется к Европе, чтобы легализовать свой бизнес и получить убежище от прожорливых российских коллег, однако он не намерен отказываться ни от непрозрачности, ни от феодализма - двух столпов своего существования. "Мы боимся остаться вне европейской сферы, - признает эксперт Василий Юрчишин. - Если Европа уйдет, а Россия попытается восстановить СССР, что станет с нами?"