Когда Евгений Касперский, основатель крупнейшей в Европе антивирусной компании, обнаружил вирус Flame, поражающий компьютеры в Иране и на Ближнем Востоке, он признал его технологически сложной вредоносной программой, которую могло создать только государство, пишет The New York Times.
"Антивирусные компании оказались в непростом положении, - говорит Касперский. - Мы должны защищать наших клиентов по всему миру. Но с другой стороны, мы понимаем, что за этими вирусами стоят довольно серьезные силы".
"Кибероружие - самая опасная инновация этого века", - сказал Касперский на встрече руководителей технологических компаний CeBIT в прошлом месяце в Сиднее.
"В то время как Соединенные Штаты и Израиль используют кибероружие для ослабления способностей Ирана по созданию ядерной бомбы, оно также может использоваться для нарушения работы энергетических сетей и финансовых систем и даже посеять хаос в оборонной сфере", - пишут Эндрю Крамер и Николь Перлрот.
По словам Касперского, хотя антивирусные компании могут выловить некоторые виды кибероружия, только международный договор, который запретил бы военным и разведывательным организациям производить вирусы, мог бы полностью решить проблему.
Подробное описание вируса Flame "Лабораторией Касперского" также, похоже, направлено на продвижение призыва России к введению запрета на кибероружие, пишут авторы.
И это ставит российскую компанию в сложное положение, потому что она уже сталкивалась с подозрениями по поводу ее связи с российским правительством, которую Касперский постоянно отрицал. Аналитики говорят, что подозрения по поводу российских связей компании мешают ее экспансии за границу.
"Американское правительство, оборонные подрядчики и многие американские компании не станут работать с ними, - сказал Питер Ферстбрук, директор по изучению вредоносных программ из исследовательской фирмы Gartner. - Нет свидетельств того, что в их программном обеспечении имеется потайная дверь или что они связаны с российской мафией или правительством... Но все же есть опасения, что в России нельзя работать, не будучи под контролем правящей партии".
Хотя обнаружение вирусов обычно идет на пользу антивирусным компаниям, борьба с Flame, по словам Касперского, может в некотором смысле навредить его бизнесу. "В ближайшие пять лет мы можем забыть о правительственных контрактах в Соединенных Штатах", - сказал он.