Киев и повстанцы обвиняют друг друга в активизации боевых действий с применением запрещенного вооружения, пишет Бенуа Виткин в статье, опубликованной в газете Le Monde.
В среду 3 июня на востоке Украины шли самые ожесточенные бои со времени подписания в Минске 12 февраля соглашения о прекращении огня, целью которого было начало всеобъемлющего урегулирования конфликта, в котором Киев противостоит сепаратистскому восстанию, поддерживаемому Россией. На протяжении всего дня повстанцы осуществляли наступление на Марьинку и Георгиевку, два населенных пункта, распложенных к западу от Донецка. Украинский генштаб сообщал о том, что в наступлении участвовали до тысячи бойцов и десяток танков. Повстанцы также использовали установки "Град" и артиллерию, пишет издание.
Исход боев остается неизвестным. Командование самопровозглашенной ДНР заявляет, что взят под контроль населенный пункт Марьинка, в то время как Киев заверяет, что все атаки отбиты. Данные о потерях также нельзя назвать достоверными. Не вызывает сомнений лишь ожесточенный характер боев: жители подвергавшихся ударам населенных пунктов публиковали в соцсетях ужасающие видео и фото, пишет корреспондент.
Эта новая эскалация остро ставит в очередной раз вопрос: следует ли считать, что это прекращение огня будет соблюдаться вне зависимости от отдельных инцидентов? Или же настало время считать, что прекращение огня изжило себя?
В настоящий момент речь не идет о простом обмене ударами: повстанцы развернули настоящее наступление с целью захватить новые территории. Их командование и премьер-министр ДНР Захарченко никогда не делали тайны из намерения "вернуть территорию, потерянную летом 2014 года", иными словами, полностью овладеть Донецкой и Луганской областями. Украинская сторона, в свою очередь, официально сообщила о том, что передислоцировала в среду на этот участок фронта свою артиллерию, которая была отведена в соответствии с Минскими договоренностями, пишет корреспондент.
"Украинский премьер-министр Арсений Яценюк напрямую возложил ответственность за атаку в среду на Кремль. Эти обвинения невозможно подтвердить, но с момента подписания Минских соглашений Москва продолжала подпитывать военную машину сепаратистов, пользуясь тем, что 400-километровый участок российско-украинской границы контролируется повстанцами. Вчерашний штурм совпал с визитом в Донецк на этой неделе одного из ближайших советников Владимира Путина Владислава Суркова. Со своей стороны, Москва осудила "провокации украинской армии", - пишет корреспондент.
Для западных столиц не стала неожиданностью эта новая эскалация. При этом во французском МИДе говорят: "Мы уверены в том, что политический процесс, каким бы сложным он ни был, может быть продолжен". Как известно, политическая часть соглашений, предусматривающая предоставление широкой автономии сепаратистским областям Донбасса, кажется иллюзорной, принимая во внимание нынешние позиции главных действующих лиц. Процесс также предполагает, что к концу 2015 года будут проведены местные выборы, с территории Донбасса будут выведены все вооруженные формирования и будет восстановлен украинский контроль над границей с Россией, отмечает корреспондент.