Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 марта 2002 г.

Шарль Ламброскини | Le Figaro

Тарик Азиз: "Каждая иракская деревня станет для американцев новым Вьетнамом"

66-летний Тарик Азиз, настоящее имя которого - Михаил Йоханна, половину своей жизни посвятил служению партии Баас. Выходец из скромной халдейской семьи, этот христианин-несторианец и специалист по английской литературе представляет собой надежную опору иракского правительства. Он - глава иракской дипломатии и вице-премьер с 1981 года, исключительно преданный "раису" и переживший все "чистки".

- Ирак все же согласился возобновить диалог с ООН, и первое заседание состоится уже 7 марта. Означает ли этот поворот, что вы намерены выступить с новыми предложениями?

- Было бы преждевременным вдаваться детали. Кофи Аннан еще ни разу не дал ответа на вопросы, вызывающие беспокойство у Ирака: обретающие постоянный характер санкции, "зоны, запрещенные для полетов", незаконно созданные на севере и юге страны, непрекращающееся вмешательство американцев в наши внутренние дела? Постоянно идут разговоры о том, чего следует ждать от Ирака, а не наоборот. Между тем, согласно тексту резолюций, Ирак также имеет право на получение ответов.

- Вы предложили Тони Блэру направить британскую делегацию для того, чтобы проверить, восстановил ли Ирак свои запасы ядерного, химического и бактериологического оружия. Идет ли речь об одной из инициатив, которые Вы можете предложить Кофи Аннану для того, чтобы выйти из тупиковой ситуации?

- Эта инициатива не связана с диалогом с Кофи Аннаном. Британский премьер утверждает, что с 1998 года мы использовали наш отказ на возвращение инспекторов ООН для восстановления наших запасов оружия массового уничтожения. Это ложь. В 80-е годы мы на самом деле занимались разработкой таких программ. Но после войны в Персидском заливе 1991 года эти запасы были уничтожены под контролем Unscom. Сегодня Ирак чист на 100%. Но, так как Тони Блэр утверждает обратное, он должен знать где и как мы восстановили наши арсеналы. Мы попросим его публично озвучить список подозрительных объектов. Ирак готов принять британскую делегацию, которая посетит места, указанные Тони Блэром. Эту делегацию будут сопровождать представители иностранных СМИ и дипломаты, которые и выступят в качестве свидетелей.

- Чтобы убедить президента Буша отказаться от планов начала войны против Ирака, не было бы разумнее согласиться на возвращение инспекторов ООН, которые до 1998 года контролировали процесс уничтожения вашего оружия массового поражения?

- В 1998 году президент Клинтон уже угрожал нанесением удара в случае, если мы не согласимся открыть перед ООН двери президентских дворцов или так называемых тайных складов. Инспекторы там побывали. Они облазили все углы и закоулки. Они ничего не нашли. В августе 1998 года мы попросили Unscom объявить о завершении миссии. Однако Ричард Батлер, директор комиссии, отказался, потому что ему понадобились дополнительные проверки. В ответ на это Ирак согласился с продлением миссии еще на месяц. Всего было 400 инспекций. Но в результате возникших с ООН разногласий, Ирак отказал в доступе на 4 объекта, и американцы нанесли по Ираку бомбовый удар. Мы пошли на сотрудничество на 99%, но этого оказалось недостаточно. 1% несогласия - и Ирак вновь стал объектом для ударов, хотя Совет Безопасности не давал на них своей санкции. Сегодня вопрос заключается в следующем: когда американцы требуют возобновления инспекций, на самом ли деле они опасаются того, что Ирак восстановил свой арсенал? Или речь идет о предлоге, как и четыре года назад? Если обеспокоенность американцев носит реальный характер, урегулировать проблему можно путем переговоров между Ираком и Советом Безопасности. Но на этот раз - по всему досье.

- Что Вы хотите этим сказать?

- Совет Безопасности должен будет также ответить на иракские вопросы, поскольку резолюция 687 по разоружению предусматривает многие вещи, о которых никогда никто не говорил. Например: отмена санкций. Вот уже 11 лет мы несем это бремя, и, несмотря на то, что мы скрупулезно следуем тексту резолюций ООН, нам отказывают в надежде на нормализацию ситуации. Второй пример: это параграф 14, предусматривающий ликвидацию на всем Ближнем Востоке, а не только в Ираке, оружия массового поражения. Иными словами, израильские запасы также должны быть уничтожены.

- Однако министр обороны США Дональд Рамсфельд отказывает Ираку в праве выдвигать условия к возвращению инспекторов. Каким будет Ваш ответ?

- Я Вам еще раз повторяю, что слишком рано вдаваться в подробности. Дискуссия должна начаться 7 марта, и пока невозможно предсказать, каким будет финальное соглашение. Но, возвращаясь к вопросу об инспекторах, я хочу напомнить, что члены Unscom были шпионами. Скотт Риттер, американец, один из самых суровых инспекторов, признал, что получал инструкции непосредственно от ЦРУ. Именно поэтому Совет Безопасности ООН обязал Ричарда Батлера уйти в отставку. Именно поэтому Unscom была заменена Unmovic.

- Резолюция "нефть в обмен на продовольствие" обеспечивает вам достаточные доходы. Но перед лицом голодающего и бедствующего населения возникает вопрос о тому, куда уходят деньги?

- Мы обеспечиваем нашим гражданам рацион в 2400 калорий в сутки: рис, хлеб, фасоль, сахар, чай? Мы - единственное в мире правительство, которое кормит свое население на государственные средства? Например, Соединенные Штаты неспособны накормить своих бедняков, голодающих и бездомных. В Ираке люди умирают потому, что в результате санкций мы не получаем оборудования для очистки воды или потому, что дети получили дозу радиации в результате применения американцами боеприпасов с обедненным ураном в ходе войны в Персидском заливе. Но у нас никто не умирает от голода.

- Сейчас идут разговоры об "умных санкциях": все товары, не запрещенные к импорту будут ввозиться в страну. Подобная ситуация, как кажется, наиболее благоприятна для Ирака. Так почему же вы выступаете против?

- Потому что это - западня. С введением "разумных санкций" американцы надеются превратить Ирак в птицеферму. Иракцев кормят, и этого достаточно. Но наш народ нуждается не только в еде. Необходимо строить больницы, очистные сооружения, нужно возобновить производство электроэнергии? К сожалению, в комитете по санкциям американцы систематически разрывают контракты, которые Ирак подписывает с иностранными компаниями. Они налагают вето даже на хирургическое оборудование. Цель "разумных санкций" - удерживать Ирак на уровне простого выживания.

- Говоря "нет" возвращению инспекторов, Вы предоставляете Соединенным Штатам лучший предлог для нанесения удара. Готовы ли вы заплатить высокую цену человеческими жизнями за вторжение США в Ирак?

- Америка - мировой диктатор. У Ирака нет иного выбора, как защищаться. Совершенно исключено, что мы согласимся сдаться, только чтобы выжить. Это будет противоречить иракским традициям. Мы - гордая нация, и иракцы всегда сражались за свободу.

- Джордж Буш утверждает, что он хочет сменить режим в Багдаде. Если американский президент выступает с такими публичными заявлениями, то он уже не сможет дать им задний ход. Почему Саддам Хусейн ведет себя так, как будто бы речь идет о блефе?

- Цель, провозглашенная Бушем является беззаконием перед лицом международного права. Никто не имеет права навязывать стране политическую систему, которую она не приемлет. И поскольку мы хотим отстаивать свои права, то Ирак отказывается подчиниться. Гитлер захватил соседние европейские страны не потому, что он имел на это право. А потому, что он считал себя самым сильным. В конце концов Гитлер проиграл. В 1940 году Петэн отдал приказ о сдаче, а де Голль избрал сопротивление. Де Голль оказался прав, потому что Франция прогнала фашистов. Ирак не подчинится американскому тирану.

- Как Вы можете говорить, что иракский народ поддерживает Саддама Хусейна, который вверг население в две катастрофы? В 1980 году он развязал войну с Ираном, закончившуюся ничем восемь лет спустя. А в 1991 году его вторжение в Кувейт привело к интервенции Соединенных Штатов?

- Две эти войны были навязаны Ираку. В 1980 году мы были вынуждены защищаться от иранского экспансионизма. В 1990 году Ирак оказался перед лицом американо-кувейтского заговора. Американцы хотели разрушить нашу страну и свергнуть наше правительство.

- Всегда вина кого-то! Однако диктатуру установил именно Саддам Хусейн. Почему народ, не знавший свободы, пойдет за вами в борьбе против американской сверхдержавы?

- Это народ избрал нашу политическую систему. До нашего прихода к власти Ирак вовсе не был свободной страной. Страной правили генералы, и именно в ту эпоху речь шла о диктатуре. Но с 1968 года число людей, участвовавших в принятии политических решений, увеличилось в тысячи и тысячи раз. У нас прошли выборы, стали формироваться профсоюзы, женские организации, молодежные ассоциации? Наше правительство связано с народом. Если бы иракцев не устраивал их режим, мы бы не устояли в двух войнах и не выдержали бы 11 лет санкций. Так не говорите мне о диктатуре!

- Если вы невиновны в грехах, в которых вас обвиняют Соединенные Штаты, чем вы можете объяснить это ожесточение против вас?

- На Ближнем Востоке только лишь Ирак и Иран не поддались влиянию Соединенных Штатов. Америка жаждет завладеть нашими нефтяными богатствами. Поэтому Вашингтон намеревается установить в Багдаде марионеточный режим.

- "Ось зла" президента Буша относится к той же категории, что и "страны-изгои". Что Вы думаете по этому поводу?

- Этот странный лозунг свидетельствует о том, насколько Буш игнорирует историю. "Ось" в период Второй мировой войны, была реальностью. Германия, Италия и Япония были союзниками, у них были схожие политические системы. Но между тремя странами, указанными Бушем, нет ничего общего. Ирак и Иран воевали друг с другом. У Ирака нет дипломатических отношений с Северной Кореей. Все это свидетельствует о том, насколько глупы рассуждения американцев.

- Не хотят ли Соединенные Штаты повторить свою оказавшуюся успешной афганскую стратегию? Мобилизуя против вашего режима Северный альянс, курдов, и Южный альянс, представленный шиитами, восставшими в 1991 году?..

- Это могло стать отличным сценарием для голливудского фильма. Но на самом деле ситуация совершенно иная. Прежде всего, Ирак - государство, существовавшее задолго до Саддама Хусейна. В отличие от Афганистана, где власть всегда принадлежала не центральному правительству, а главам племен. Второе отличие: у нас нет ни Северного, ни Южного альянсов.

- Вы не можете отрицать, что в 1991 году имели место два восстания?

- Проблема была урегулирована в течение двух-трех недель, хотя наша армия после войны в Персидском заливе была крайне ослаблена. Это может служить еще одним подтверждением того, что у нас нет ничего общего с Афганистаном, где война между Кабулом и различными группировками длилась годами. В Курдистане сегодня спокойно. Чтобы избежать ненужных трений, мы вывели нашу армию и ведем переговоры об автономии. Что касается восстания на юге, то оно было инспирировано Тегераном, намеревавшимся ввести в заблуждение шиитов. Но Иран потерпел неудачу.

- Ваша армия все еще способна воевать с американцами? Заменили ли вы танки и артиллерию, утраченные в ходе войны в Заливе?

- У нас достаточно средств для защиты нашей независимости.

- Вы говорите, что вас вдохновляет вьетнамский пример. Но Вьетнам покрыт труднопроходимыми джунглями. А ваша страна - пустынна.

- Вовсе не джунгли помогли вьетнамцам победить. Причина в уверенности. Иракцы будут сражаться на каждой улице и в каждом доме. Каждая деревня станет для американцев вьетнамскими джунглями.

- Является ли Усама бен Ладен в ваших глазах героем?

- У Ирака никогда не было отношений с бен Ладеном. Поэтому я не могу судить об этом человеке.

- Но ведь то, что он осмелился нанести удар в самое сердце Америки, должно вызывать у вас симпатию?

- Я не могу говорить о человеке, которого я не знаю. Я даже не знаю наверняка, он ли организовал теракты 11 сентября. Мы знаем лишь то, что среди людей, погибших в результате крушений самолетов в Нью-Йорке и Вашингтоне, было много арабов и мусульман. Я не уверен, что все эти люди на самом деле совершили теракты, в которых их обвиняет Вашингтон. Для установления истины не было проведено независимого расследования.

- Как по Вашему, не совершил ли Ясир Арафат исторической ошибки, отвергая проект урегулирования, предложенный ему израильским премьер-министром Эхудом Бараком?

- Арафат не мог согласиться, поскольку Барак предлагал ему предательство. Вспомните, что сказал Арафат Клинтону: "Если я скажу "да", я приглашаю вас на свои похороны".

- Американцы хотят, чтобы Саддам Хусейн предстал перед международным трибуналом. Согласится ли он на это, как поступил Слободан Милошевич, который поднял руки после того, как поклялся умереть, сражаясь? Или иракский президент изберет борьбу?

- Прежде всего, позвольте мне сказать о Милошевиче. Гаагский трибунал является незаконным. Трибунал был создан победителями, поэтому он пристрастен. Настоящие военные преступники - те, кто предпринял агрессию против Югославии. Они разрушили эту страну так же, как в 1991 году преступники хотели разрушить Ирак. Я уважаю Слободана Милошевича, потому что он сербский патриот.

- Так что же будет делать Саддам Хусейн, когда однажды его окружат морские пехотинцы?

- Морские пехотинцы его никогда не окружат, потому что Саддама Хусейна защищает иракский народ. Если пробьет час последнего сражения, я могу говорить лишь о том, как поступлю я. Конечно же, я нахожусь в том же списке "виновных", и я могу вам сказать, что я лучше умру, чем сдамся в плен. А теперь подумайте, как может поступить такой великий и гордый человек, как Саддам Хусейн. Все, что я могу сказать американцам: только попробуйте!

Источник: Le Figaro


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru