Русские идут. То есть российские модельеры. В мае в Неделе моды в Майами планируют принять участие не менее десяти модельеров из России. Впервые российские дизайнеры одежды в массовом порядке участвуют в крупном событии в американском мире моды. Несколько человек планируют показать свои работы на Неделе моды в Нью-Йорке в сентябре, а год спустя - в Лос-Анджелесе.
Тех, кто следит за модой и событиями в мире моды, может ждать большое удивление. Россия - это больше не страна бесформенных платьев и плохо сидящих блузок из полиэстера. Крах коммунизма привел к всплеску традиционной российской креативности и любви к "самоукрашению". "Только две страны, Россия и Италия, имеют схожий менталитет. Нам действительно нравится украшать себя", - говорит Наталья Виноградова, президент Российской ассоциации домов моды.
Один из тех, кто надеется проникнуть на американский рынок, это дом моды "Вемина", основанный в 1990 году и заключивший контракт с Алиной Кабаевой, олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике, на показ его коллекции в Майами. Также ведутся переговоры со звездами тенниса Анной Курниковой и Марией Шараповой. В России среди его клиентов - жены политиков и кинозвезды. В США дом тоже ориентируется на звезд шоу-бизнеса, но в то же время надеется продавать свои костюмы по 500 долларов женщинам-профессионалам. Лиза Романчук, ведущий дизайнер "Вемины", признает, что пока усилия по выходу на международный рынок большим успехом не увенчались. Продажи в Западной Европе составляют лишь "небольшой процент" продаж. Однако она возлагает большие надежды на США, где "рынок больше".
Несколько российских дизайнеров уже обжились в Америке. Хелен Ярмак говорит, что выбрала звучащее по-английски имя, потому что русские имена не обладают тем же весом. Среди клиентов, которые покупают у нее шубы (500 долларов -240 тыс. долларов), - много звезд Голливуда, таких, как Джим Керри и Голди Хоун.
Такой успех не типичен. Александр Шумский, организатор Российской недели моды, говорит, что лучше бы российским дизайнерам сосредоточиться на растущем внутреннем рынке. В пример он приводит 27-летнего Макса Черницова, первого российского дизайнера, заключившего сделку с ЦУМом. Слишком много российских дизайнеров сосредоточились на высокой моде вместо менее эффектных, но более прибыльных линий готовой одежды. Шумский добавляет, что россияне быстро учатся. "Три года назад большинство российских дизайнеров думали, что мода - это искусство. Сегодня, по крайней мере, половина из них понимает, что это бизнес".