"В России инициативная группа хотела реабилитировать Феликса Дзержинского. Его памятник, снесенный 30 лет назад, должен был вернуться в центр города. По этому поводу прошло голосование - с неожиданным исходом", - пишет на страницах швейцарского издания Neue Zürcher Zeitung историк Хубертус Кнабе.
"В огромном центральном здании службы внутренней безопасности в Москве все еще есть что-то пугающее. В советские времена люди обходили его стороной, потому что здесь располагалась печально известная коммунистическая тайная полиция. В подвалах "лубянки", как москвичи называют восьмиэтажное строение по сей день, некогда допрашивали десятки тысяч людей, пытали их и неоднократно расстреливали", - повествует автор статьи.
"Основоположником коммунистического террора считается российский и польский профессиональный революционер Феликс Дзержинский. В декабре 1917 году он получил от Ленина поручение создать чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем - так называемую ЧК. Позднее декрет о красном терроре обязал ее освободить Россию от "классовых врагов", изолировать их в концлагерях и без лишних церемоний расстреливать противников большевиков. Количество жертв Дзержинского составляет, по разным оценкам, от 250 тыс. до 1 млн человек".
"(...) После Второй мировой войны Дзержинский стал во всем восточном блоке примером для спецслужб, которым о нем напоминали ордена, портреты и памятники. (...) Но с распадом Советского Союза закончился и культ Дзержинского". Памятник Дзержинскому, стоявший на Лубянской площади в Москве, был перенесен в парк искусств "Музеон".
"Однако мавзолей у стен Кремля, где лежит забальзамированное тело Ленина, руководителя Дзержинского, остался нетронутым. Аппараты власти снова стабилизировались, (...) а в лице Владимира Путина должность президента занял бывший офицер КГБ. С тех пор Россия переживает не только политическую реставрацию, но и постепенную реабилитацию советского режима", - полагает Кнабе.
"То, что последняя российская революция осталась незавершенной, проявляется и в отношении к Дзержинскому. Названный в честь него город Дзержинск все еще так называется. Дивизия спецподразделения российского министерства внутренних дел также носит его имя. А по инициативе бывших работников спецслужб в 2017 году в Кирове даже был торжественно открыт новый памятник Дзержинскому. В Москве консервативные силы открыто требуют возвращения статуи Дзержинского на прежнее место", - говорится в статье.
На прошлой неделе в России впервые прошло голосование по этому поводу. Только за один день в нем приняли участие более 300 тыс. человек, однако голосование неожиданно прервали. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что в настоящий момент есть более актуальные проблемы, а памятники должны объединять общество, а не раскалывать его.
"О причинах внезапного изменения взглядов можно лишь строить домыслы. Независимый интернет-портал "Медуза" предположил, что с помощью голосования правительство хотело отвлечь внимание либеральных кругов от ареста критика Кремля Алексея Навального. Другие высказывали в интернете предположение, что речь шла лишь о проверке настроений. Но, возможно, эта тема стала для ответственных лиц слишком острой, из-за чего они дали отбой".
"План вернуть основателя ЧК путем народного голосования на площадь перед зданием, где он некогда служил, пока, кажется, положили в долгий ящик. Очевидно, слишком велик был для властей риск из-за ненужного конфликта обеспечить либеральные силы новыми сторонниками и поставить под сомнение успехи в огосударствлении исторической памяти. Поэтому основоположнику коммунистического террора, вероятно, по-прежнему придется довольствоваться местом в московском парке искусстве - между Марксом, Лениным, Сталиным и другими протагонистами идеологии, оставившей после себя больше смертей, чем какая-либо другая", - резюмирует NZZ.