Президент Буш предложил новую стратегическую концепцию США: как можно раньше развернуть НПРО и в одностороннем порядке сократить свои ядерные арсеналы до самого низкого уровня, отвечающего требованиям безопасности США.
Если предположить, что технические трудности могут быть устранены, тогда основной аргумент президента заключается в том, что США могут защитить себя от баллистических ракет государств-изгоев, оснащенных ядерным, химическим и биологическим оружием, и, тем самым, избежать возможного шантажа с их стороны или вовлечения США в кризис силой. В эпоху продолжающегося распространения вооружений эта идея выглядит привлекательной.
Однако президент ничего не сказал о двух наиболее важных вопросах, ответ на которые он должен дать, прежде чем принимать решение о том, стоит ли создавать НПРО, каким образом это делать, и какими опасностями это чревато. Перевесят ли преимущества от создания НПРО эти опасности?
Ответ на оба вопроса пока не дан. Для претворения в жизнь стратегии президента потребуются долгие годы, не говоря уже о десятках, если не сотнях миллионов долларов. Тем не менее, если президент хочет сделать так, чтобы преимущества НПРО в конце концов перевесили возможные опасности, он должен предпринять решительные шаги в следующих областях.
1.Привлечь к решению этой проблемы Россию. Если президент всерьез намерен строить новые взаимотношения с Россией на основе общей ответственности и общих интересов, он должен найти способ привлечь Россию к созданию в Европе эффективной системы ПРО. Это означает задействование России для осуществления совместных проектов, направленных на создание и развертывание такой системы ПРО, которая защищала бы и Россию.
Как бы неестественно это ни звучало для экспертов, мыслящих категориями холодной войны, такой подход полностью согласуется с президентской концепцией. Альтернативой ему является исключение России из любых подобных систем, в результате чего Москва вновь займет враждебную позицию по отношению к США и их союзникам.
2.Задействовать союзников по НАТО в качестве равноправных партнеров. Трансатлантические отношения по-прежнему остаются краеугольным камнем безопасности США. США не могут себе позволить, чтобы споры вокруг НПРО привели к ослаблению НАТО.
Президент Буш должен убедить своих союзников в следующем: во-первых, в том, что развертывание НПРО не приведет к ухудшению отношений между Вашингтоном и Москвой; во-вторых, что НПРО не предусматривает разделения понятий безопасности США и безопасности Европы; в-третьих, что европейцы тоже должны проявлять беспокойство по поводу ракетной угрозы со стороны государств-изгоев; и в-четвертых, что они должны выделить из своих ограниченных военных бюджетов часть средств на совместные исследования и программы по созданию систем ПРО.
3.Смягчить последствия реакции со стороны Китая. Пекин почти наверняка отнесется к любой американской НПРО как к подрыву эффективности своего стратегического сдерживания и, скорее всего, в ответ начнет наращивать свои ядерные арсеналы. Это может повлечь за собой развертывание ядерных вооружений со стороны Индии, что, в свою очередь, побудит принять подобные меры и Пакистан. Администрация должна сделать все возможное, чтобы успокоить Китай, снизить напряженность в Южной Азии, принять меры по укреплению доверия и снижению вероятности ядерной гонки вооружений на субконтиненте.
4.Принять другие меры, касающиеся распространения вооружения. Если мы создадим эффективную систему ПРО, наши будущие противники найдут другие способы применить против нас оружие массового поражения - или с помощью других средств доставки (самолеты, корабли, автомобили) или терроризма. Мы не можем себе позволить направлять все средства на создание НПРО в ущерб другим формам обороны. НПРО должна стать частью более широкой программы, включающей комплекс мер по предотвращению или - в случае необходимости - противодействию распространению вооружений.
Это трудная задача. Однако у президента нет другого выбора, кроме принятия серьезных мер в этих областях, если он хочет быть уверенным, что преимущества НПРО, в конце концов, перевесят издержки. Если он не сможет этого сделать, негативные последствия создания НПРО окажутся более серьезными, чем те проблемы, которая она призвана решить.