Хотя приверженность президента Джорджа Буша идее НПРО, без сомнения, вызовет споры как в США, так и в России, четкая позиция его администрации по данному вопросу может оказаться полезной для развития нового этапа в отношениях между Вашингтоном и Москвой.
Нет никаких сомнений, что этот новый этап необходим. С 1992 года международная ситуация изменилась кардинальным образом. Россия больше не является сверхдержавой, но она не стала и демократической страной западного образца.
Критики, утверждающие, что администрация Буша сама создала проблемы в отношениях с Москвой, не уделив Кремлю достаточного внимания в течение первых трех месяцев своего пребывания в Белом доме, ошибаются. Отказ от предпосылки, что уменьшившаяся в размерах России заслуживает особого к себе подхода из-за своего былого величия - вот главное условие обновленного и реалистичного диалога. Выдворение из США 50 российских дипломатов в связи с делом Ханссена стало своевременной демонстрацией того, что США будут без колебаний принимать необходимые меры для обеспечения безопасности Америки.
Действительно, хотя некоторые комментаторы, особенно из числа бывших сотрудников администрации Клинтона, осудили команду Буша за неправильный подход к отношениям с Россией, реакция Москвы заставляет предположить, что этот хорошо просчитанный дипломатический ход начинает приносить свои плоды. Белому дому удалось привлечь к себе внимание России, а затем вызвать ее гнев, указав Москве на новые реальности, с которыми президенту России Владимиру Путину придется считаться. Каковы бы ни были его предпочтения, Путин, видимо, является прагматиком, способным понять динамику развития американо-российских отношений.
Администрация Буша поступила правильно, обратив внимание на Россию именно сейчас, когда начинают вырисовываться контуры новых взаимоотношений. Хотя российская экономика по-прежнему переживает серьезные трудности, к России нельзя относиться как к отработанному материалу, как это зачастую делается. В действительности российская экономика растет, в то время как инфляция находится под контролем. И хотя официальный ВВП России остается на уровне Нидерландов, до 40% экономики находится в тени. Кроме того, статистические данные могут быстро претерпеть изменения, если Путину удастся претворить в жизнь обещанные реформы в сфере корпоративного управления, банковской и судебной областях. Хотя серьезность его намерений пока неясна, простое сокращение рисков для инвестиций в Россию может привести к резкому росту капитализации рынка во многих ключевых отраслях, особенно в энергетике.
На международной арене непростые отношения Америки с Китаем должны напомнить нам об опасной роли, которую может сыграть Россия в создании нескольких антиамериканских коалиций. К счастью большинство российских официальных лиц и политиков понимает, что Москва нуждается в Вашингтоне больше, чем в Пекине. Они признают также, что потенциально Китай может представлять для России более серьезную угрозу, чем США, и что Россия не может надеяться на присоединение к европейскому сообществу и восстановление своего авторитета на международной арене, если она будет конфликтовать с Америкой.
Тем не менее, стремление России поддерживать хорошие отношения с США не беспредельно. Если на Кремль слишком надавить, он может повернуться лицом к Пекину, несмотря на ущерб, который этот шаг может нанести его собственным долгосрочным интересам. Прежде всего, Москва испытывает нехватку денежных средств, которые Китай все еще может предоставить в обмен на современные вооружения, а это может нанести ущерб интересам США. Даже недолговременный тактический союз между Россией и Китаем может привести к непредсказуемым и нежелательным последствиям.
Если Америка хочет стать "скромной нацией", как ее назвал президент Буш, и откажется от попыток мгновенно превратить россиян в "демократов по Джефферсону", тогда США, вероятно, смогут поддерживать отношения с Россией на более-менее благоприятных условиях. Важно, что российские официальные лица в частных беседах занимают более гибкую позицию по ключевым вопросам, чем во время публичных заявлений. К примеру, что касается ПРО, то в то время, пока Москва продолжает считать ее развертывание неизбежным, а попытки внести раскол между США и Европой обреченными на неудачу, Вашингтон должен суметь внести изменения в Договор по ПРО или даже выйти из него, не нанеся серьезного ущерба двусторонним отношениям. Расширение НАТО, вероятно, тоже можно реализовать без конфронтации, особенно если НАТО воздержится от размещения войск и инфраструктур в прибалтийских странах. Как сказал нам один высокопоставленный американский дипломат в Москве, США могут создать НПРО и добиться расширения НАТО, не вступая при этом в конфликт с Россией, если конечно не предпринимать эти два шага одновременно.
Прогресс в этих двух вопросах возможен отчасти потому, что новый подход администрации Буша к отношениям с Россией заставил Москву произвести переоценку ценностей и понять, что она уже не является центром вселенной, и что многие американские решения обусловлены другими соображениями. В итоге Москва проявляет большую готовность согласиться даже с теми шагами США, которые ей не нравятся, поскольку она не считает их по своей сути враждебными. Отказ от сантиментов пойдет только на пользу.
Проблему распространения будет решить сложнее, особенно учитывая столь насущную потребность России в наличных средствах, которую она стремится удовлетворить, поставляя оружие и технологии. И все же, если Вашингтон готов занять жесткую, но не дискриминационную позицию - резко отреагировав на распространение оружия массового поражения или других важных технологий (особенно Китаю и Ирану) и придерживаясь более гибкого подхода к продажам Россией устаревших систем вооружений - то сотрудничество в данной сфере тоже возможно. Тем не менее, переговоры будут непростыми.
В обозримом будущем Россия не может стать стратегическим партнером США. Ее национальные интересы - не говоря уже о состоянии демократии и экономики - серьезно препятствуют тесным дружеским отношениям. Однако Россия остается важной страной, и администрация Буша поступает правильно, прощупывая возможности для сотрудничества и одновременно твердо отстаивая американские интересы и ценности.
Дмитрий Саймс - президент Центра Никсона, а Пол Сондерс - директор этого центра.