Неудача, и весьма жестокая. Ариэль Шарон потерпел одно из самых серьезных поражений за свою политическую карьеру. Но в отставку он не уйдет, сразу же предупредил он. В воскресенье его план одностороннего вывода еврейских поселений из сектора Газа и ликвидации четырех поселений на Западном берегу реки Иордан отвергло 59,5% членов партии "Ликуд"; лишь 39,7% высказались в его поддержку. При явке, составившей 51,6% от 193 тысяч членов партии, имеющих право голоса, 53 500 активистов высказали свое мнение по вопросу общенациональной важности.
Когда было объявлено о результатах референдума, вице-премьер Эхуд Ольмерт заявил: "Нет никаких сомнений, что уход неизбежен и не может быть остановлен... В конечном итоге он произойдет, потому что альтернатива ему - это новые убийства, терроризм и акты насилия. При этом мы не можем дать вразумительный ответ на вопрос: что делают 7500 евреев в окружении 1,2 миллиона палестинцев".
Теперь перед ослабленным премьер-министром открывается два пути. Первый из них - это парламентский путь. Шарон обещал провести консультации со своими министрами и депутатами "Ликуда", а также других партий. Сегодня он встретился со своим министром юстиции (членом центристской светской партии "Шинуй") Йосифом Лапидом, который по поводу "Ликуда" сказал следующее: "Это не народ Израиля. Не ему определять его будущее. Эта проблема должна быть поставлена перед правительством и парламентом". Между тем, Шарону придется столкнуться и с "ястребами" из своей собственной партии (к ним можно отнести 21 из 40 депутатов от "Ликуда"). А его коалиция будет двигаться "вкривь и вкось" из-за разногласий между составляющими ее группировками: умеренными и экстремистски настроенными ликудовцами, союзниками из Национально-религиозной партии и из лагеря крайне правых.
Партия труда, настроенная более радикально, призывает к новым выборам. "Хочет он того или нет, г-н Шарон не получил мандата от своей партии, и нация должна иметь возможность высказаться по этому поводу. Мы предлагаем распустить парламент и провести выборы", - сказал лидер партии Шимон Перес.
Остается второй путь - это референдум. Может ли Шарон прибегнуть к такому решению? Признаком этого может служить его вчерашнее заявление перед парламентариями: "Я знаю, что многие граждане поддерживают мой план. Я знаю, что они, как и я, разочарованы результатами этого голосования. Наступают трудные дни, и нам придется принимать болезненные решения. Ясно одно: народ избрал меня не для того, чтобы я четыре года сидел сложа руки. Я был избран для того, чтобы дать этому народу спокойствие, безопасность и мир, на которые он имеет право". Вопрос о референдуме наверняка вызовет бурные дебаты в парламенте, но в принципе он возможен.