Террорист номер один был "настоящей находкой" для Запада, поскольку "делал мир более простым", пишет колумнист The Guardian Адам Кертис. После краха коммунизма "понимать мир стало значительно сложнее - пока среди суматохи мирового экономического кризиса 1998 года и истеричного спектакля по поводу романа с Моникой Левински не появился (в роли организатора взрывов американских посольств на востоке Африки) бен Ладен".
Неоконсерваторы "взяли то немногое, что было известно о бен Ладене и [его идеологическом наставнике Аймане аз-] Завахири, и подогнали эти факты под столь знакомый им шаблон: злой враг с тайными ячейками и "щупальцами" по всему миру, единственная цель которого - разрушение западной цивилизации. "Аль-Каида" стала новым Советским Союзом... Тем самым была сильно преувеличена серьезная, но поддающаяся контролю террористическая угроза".
"Ухватились за это" и журналисты, многие из которых "тоже тосковали по простоте минувших дней", продолжает Кертис. "С самого начала освещение угрозы исламистского террора было искажено в соответствии с преобладающим упрощенным нарративом. И сам бен Ладен тоже ухватился за это. Как рассказывают встречавшиеся с ним журналисты, он блестяще умел подавать себя. Все три стороны - неоконсерваторы, специализирующиеся на теме терроризма журналисты и сам бен Ладен - фактически работали сообща над созданием чрезвычайно простой картины надвигающегося апокалипсиса".
По мнению Кертиса, за этой "манихейской фантазией" "мы совершенно упустили из виду, что же на самом деле происходит в арабском мире". Тем временем "на Ближнем Востоке появилось целое новое поколение, представители которого захотели избавиться от диктаторов". Поэтому-то недавние ближневосточные революции "совершенно шокировали Запад. Мы на самом деле не имеем представления, кто эти революционеры и какие идеологии (если таковые имеются) ими движут. Однако становится очевидным, что никакого отношения к "Аль-Каиде" они не имеют".
В Афганистане "это упрощение произвело на свет совершенно нереалистичные иллюзии о том, с кем мы на самом деле воюем. Фантазии сохраняются лишь потому, что они оправдывают наше пребывание там", говорится в статье. "Основополагающая проблема этой простой истории о противостоянии добра и зла состоит в том, что в ней невозможен адекватный критический аппарат, который позволял бы как следует оценить не только тех, с кем ты сражаешься, но и твоих союзников".
"Может быть, смерть бен Ладена снимет это заклятие... Большой вопрос в том... кто станет новым злодеем?" - подытоживает Кертис. Возможен, по его мнению, и вариант, что новой "упрощенческой фантазией" станет представление об упадке США.