4 ноября 2003 г.

Филип Болл | Nature

Дыры в пространстве не пусты

Возможно, во Вселенной множество больших черных пустот, где действуют другие правила

Группа астрофизиков предполагает, что в темных, пустынных уголках Вселенной могут действовать другие правила.

Это вызывает беспокойство, предупреждают ученые. Мы просто смотрим туда, где светло, как будто ищем ключи только под фонарем, и это почти все, что мы можем. В результате мы, возможно, получаем искаженное представление о Вселенной, утверждают они.

Наша Вселенная по большей части состоит из темных пустот, где не могут формироваться звезды и галактики, говорят Иеремия Острикер из Кембриджа и его коллеги. Но эти темные области могут быть не такими пустыми, какими кажутся.

Среди астрономов принято считать, что количество света в той или иной части Вселенной напрямую связано с количеством материи. Какая-то часть этого вещества видна в форме ярких звезд и галактик, другая является загадочной "темной материей". Но никто не знает, что такое темная материя, ее обнаружили потому, что она оказывает гравитационное воздействие на светящуюся материю.

Однако группа Острикера утверждает, что свет не обязательно является хорошей возможностью проследить за материей. Их компьютерные модели строения Вселенной показывают, что свет выключается довольно резко, когда уменьшается общая плотность материи в пространстве.

Они подсчитали: когда плотность массы падает ниже определенного уровня, формирование звезд затрудняется. Но темнота не обязательно означает пустоту.

Темные пустоты - это фрагменты "менее плотной Вселенной", говорят ученые, где есть материя, но нет звезд. По их оценкам, такие участки составляют 85% Вселенной и 20% ее общей массы.