Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 ноября 2010 г.

Чарльз Кловер | Financial Times

Россия: продажность на службе

"Пока Екатерина Михеева не увидела, как ее мужа Федора увозят в кандалах в колонию в Арктике, она не думала, что российская система уголовного правосудия может пасть так низко. Михеев пошел на риск, на который решились немногие, и это стоило ему 11 лет свободы: он выдвинул обвинения против группы высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов, утверждая, что они похитили его в 2006 году".

"Это дело - одно из нескольких, которые иллюстрируют пугающий охват российских служб безопасности", - пишет Financial Times, добавляя, что "сейчас их репутация вселяет в души столько же ужаса, сколько и раньше - в связи с тем, что русские называют "рейдерством". Ныне коррумпированная милиция может работать в тесном сотрудничестве с бандами оргпреступности, нанося удары по уязвимым бизнесменам с помощью расследований и арестов как способа вытрясти из них деньги или захватить их активы".

"События этой недели в Москве драматическим образом демонстрируют степень политизированности правоохранительных органов", - полагает газета. Так, Михаил Ходорковский выступил в ходе второго процесса с последним словом, в котором осудил "милицейское беззаконие" и "рейдеров в погонах", добавив: "Прав у человека при столкновении с "системой" вообще нет". Милиция провела рейд в банке Александра Лебедева, владельца лондонских газет The Independent и Evening Standard, который также является известным критиком правительства. О причинах рейда известно не было.

"Милиция - это не что иное, как большая банда, отдельная корпорация, - утверждает Михеева, московский турагент и мать двоих детей, пытающаяся свести концы с концами в связи с пребыванием мужа в тюрьме. - Раньше они навязывали идеологию, теперь они просто делают деньги - и на пути у них не может встать никто".

По мнению FT, "россияне, похоже, согласны с тем, что они все больше становятся заложниками собственных правоохранительных служб, полномочия которых в последнее десятилетие в правление Владимира Путина, бывшего президента и нынешнего премьер-министра, экс-шпиона КГБ, разрослись в геометрической прогрессии". Газета приводит результаты июньского опроса общественного мнения, проведенного Левада-центром: на вопрос о том, чувствуют ли себя люди защищенными от произвола милиции, налоговых инспекторов, судов и других государственных структур, 43% респондентов ответили "не совсем" и 29% - "определенно нет".

Однако, хотя президент Дмитрий Медведев уволил в этом году 15 генералов МВД и объявил о широкой реформе милиции к 2012 году, пределы способности - или желания - Кремля к обузданию служб безопасности, тем не менее, были продемонстрированы наглядно, считает FT: "Власти не смогли устранить несправедливости в отправлении правосудия, сходные с теми, что были в деле Михеева".

Обозреватель FT Чарльз Кловер напоминает о деле Сергея Магнитского, юриста, "давшего показания против правоохранительных органов по делу о предположительном участии в налоговом мошенничестве на 230 млн долларов, крупнейшем из известных в России, с использованием принадлежащих его клиентам компаний, которые они по сути конфисковали". После этих показаний его обвинили в неуплате налогов, продержали в тюрьме без суда 11 месяцев, и через год он скончался в заключении из-за болезни. "Некоторые обстоятельства, связанные с мошенничеством на 230 млн долларов, заставляют обвинения Магнитского по поводу милицейской коррупции звучать убедительно, - пишет автор публикации. - Штампы и документы, использовавшиеся в налоговом мошенничестве, были конфискованы во время рейда в июне 2007 года в офисах его юридической компании и офисах его клиента, инвестиционного фонда Hermitage Capital Management, руководимого урожденным американцем Биллом Браудером, который сейчас проживает в Лондоне. Эти предметы находились в распоряжении милиции в момент совершения мошенничества в декабре, с привлечением этих документов".

"Однако вовлеченные в это дело чиновники, похоже, находятся вне досягаемости для системы правосудия, - продолжает Кловер. - Один из офицеров, участвовавших в аресте Магнитского в 2008 году, подполковник Артем Кузнецов, также был обвинен Михеевым в его похищении и аресте по фальшивым обвинениям в 2006 году. Кузнецов отказал FT в многочисленных просьбах о комментарии". По мнению FT, "оба дела обращают внимание на группу оперативных работников МВД, которые, очевидно, имеют широкие полномочия на произведение арестов. Оба дела имели похожий исход - милиционеры на свободе, а люди, обвинявшие их в злоупотреблении полномочиями, - за решеткой".

Одиссея Михеева, ранее замгенерального директора компании "УкрАргоХимПромХолдинг", началась в 2006 году - "когда на его рабочем месте его встретил полковник Кузнецов, а затем доставил его в отделение милиции для допроса". Ранее компания взяла кредит на 100 млн долларов у государственного банка ВТБ. В июле ВТБ подал жалобу в правоохранительные органы, утверждая, что заем был использован не по назначению, хотя Михеев и Александр Бессонов, его начальник и глава компании, настаивают, что могут доказать, что средства были использованы на закупку оборудования.

"Михеев пробыл в предварительном заключении в милиции два дня, но обвинений против него не выдвинули. Однако после его освобождения начались странности: он утверждает, будто его вывели из отделения милиции, посадили в машину, и двое мужчин отвезли его в загородный дом, где продержали 11 дней. Он говорит, что допрашивавший его следователь капитан Антон Голышев назвал его похитителей "внештатными" агентами, хотя на самом деле Виктор Маркелов и Сергей Орлов были осужденными преступниками", - повествует FT.

Согласно расшифровке перекрестного допроса, проведенного после жалобы Михеева в ходе внутреннего расследования (FT удалось ознакомиться с расшифровкой), капитан Голышев опроверг, что Михеева похищали, утверждая скорее, что он сам попросил "временного жилья" ради собственной безопасности. Михеев заявил, что его жизни угрожали, если он не раскроет местонахождения Бессонова - так он заявил позднее в милиции. В итоге Михеева освободила группа спецназа после того, как его жена Екатерина, несмотря на угрозу для собственной жизни, все-таки обратилась в милицию. Михеев решил выдвинуть обвинения против милиционеров, включая капитана Глушко и полковника Кузнецова, который, по его утверждениям, организовал его похищение. Однако спустя несколько дней он был вновь арестован и обвинен в нецелевом использовании банковского займа.

По словам Михеевой, Кузнецов оказывал на них давление с тем, чтобы они забрали свои показания против него и двух других следователей, обвиняемых в причастности к похищению - в обмен на снятие обвинений против Михеева. "Они сказали: мы пойдем тебе навстречу, если ты пойдешь нам навстречу", - рассказала она FT. Ни полковник Кузнецов, ни министерство внутренних дел не ответили на вопросы FT с просьбой прояснить их роль.

"Несмотря на то, что Михеев не забрал свои показания против группы офицеров, дело против них было закрыто в ноябре 2006 года, и два сотрудника прокуратуры, подписавшие приказ о расследовании похищения Михеева, получили выговоры", - повествует FT. Орлов и Маркелов были арестованы за похищение Михеева и провели полгода в тюрьме. Однако милиционеры, задержавшие Михеева и предположительно заставившие его сесть в машину Орлова, были освобождены. Капитан Голышев получил простой выговор за нарушения в ходе следствия. К полковнику Кузнецову никаких мер наказания не применено. Михеева приговорили к 11 годам заключения в колонии, где он и пребывает по сей день. Год спустя полковник Кузнецов возглавил рейд в отделениях Hermitage Capital, когда были изъяты материалы, использованные для осуществления того, что может оказаться крупнейшим в истории России мошенничеством.

Полковник Кузнецов попросил органы начать расследование в отношении Браудера из Hermitage и Джеймисона Файерстоуна, бывшего босса Магнитского, которые, как утверждает Кузнецов, ложно обвинили его в причастности к смерти Магнитского.

Михеева признает опасность публичного разглашения истории ее мужа, однако говорит, что ищет справедливости: "Мой муж стал заложником в крайне грязной игре. Мы говорим не просто о краже - мы говорим о разрушенных жизнях".

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru