Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 ноября 2010 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

Россия лишилась видного представителя "политики с человеческим лицом"

Россия прощается с Виктором Черномырдиным, скончавшимся в среду на 73-м году жизни. СМИ вспоминают заслуги политика, возглавившего ельцинское правительство на заре капитализма, в кризисные и жестокие, но свободные 90-е годы. По мнению обозревателей, нынче подобный политический стиль уже вышел из употребления: сегодня жизненную энергию Черномырдина сменили виртуальные образы лидеров, его тонкий и искрометный юмор - солдафонские шутки и авторитарное бахвальство, а стремление избежать кровавой бойни - бескомпромиссность.

Виктор Черномырдин, занимавший должность премьер-министра России во время трудного перехода к рыночной экономике в 1990-х и основавший государственную газовую монополию "Газпром", умер в среду утром в возрасте 72 лет, пишет The New York Times.

"Бывший советский министр нефти и газа, Черномырдин сопротивлялся давлению реформаторов, желавших разделить газовую промышленность между более мелкими компаниями, как это произошло в нефтяной и металлургической промышленностях. Это решение положило начало той смеси государственности и капитализма, которая вошла в моду при Владимире Путине", - пишут авторы статьи Эллен Барри и Майкл Швирц. Перестраивая российскую газовую промышленность, он обогатился сам. В 2001 году Черномырдин занял 8-е место в списке российских миллиардеров Forbes с состоянием в 1,1 млрд долларов, напоминает издание.

"Черномырдина вспоминали в России в среду как важную посредническую фигуру в стране, раздираемой противоречиями между молодыми неопытными реформаторами и старой гвардией советской элиты", - пишут авторы.

Коллеги помнят в нем жесткого политика, помогавшего укрепить нередко своевольное правительство. Владимир Рыжков вспоминает события 1993 года, когда противостояние Ельцина и парламента чуть было не привело Россию к гражданской войне. Тогда Черномырдин провел непринужденную беседу с руководителями регионов по спикерфону, которая стала "решающим моментом" в урегулировании кризиса.

При Путине Черномырдин стал послом на Украине, по трубам которой российский природный газ поступает в Европу, и сыграл решающую роль в ценовых спорах, говорится в статье.

Со смертью бывшего председателя правительства Виктора Черномырдина Россия лишилась видного представителя "политики с человеческим лицом", пишет El País. Его стиль уже вышел из употребления: сегодня его жизненную энергию в высших эшелонах сменили виртуальные образы лидеров, а его тонкое чувство юмора - солдафонские шутки и авторитарное бахвальство, отмечает корреспондент Пилар Бонет.

Именно Черномырдин стал инициатором приватизации министерства газовой промышленности СССР, в результате которой появился "Газпром". Он же возглавил первый посткоммунистический проект создания сильной партии демократического толка: так в 1995 году возникла партия "Наш дом - Россия", объединившая представителей новой элиты, ориентирующейся на Кремль. "Однако в 90-е годы эти политические сироты компартии еще не обрели того высокомерия и цинизма, которые они затем продемонстрировали в "Единой России", - констатирует издание. Именно в то время был принят закон, позволяющий избирать губернаторов, тогда как при Путине губернаторов стали назначать, и их судьба теперь зависит от доверия Кремля, а не от голосов избирателей. Чувство ответственности заставило Черномырдина вступить в переговоры с Шамилем Басаевым, чтобы добиться освобождения заложников из захваченной больницы Буденновска. Теперь Кремль рассматривает чеченских повстанцев исключительно как террористов, переговоры с которыми невозможны ни при каких обстоятельствах, подчеркивает газета.

В 1999 году Черномырдин выступил посредником в конфликте на Балканах и убедил Милошевича вывести войска из Косово. В мае 2001 он был назначен послом России на Украине; он занимал этот пост до 2009 года: на эти годы пришлись войны между "Газпромом" и украинским руководством из-за поставок и цен на газ. Как отмечает издание, Черномырдин не одобрял политику энергетического оружия, которую проводили Путин и "Газпром". По личному свидетельству журналистки, Черномырдин однажды предупреждал руководителей "Газпрома", что попытки монополизировать все маршруты поставок газа могут отпугнуть таких друзей России, как Казахстан.

"После него останется "Газпром", который Виктор Черномырдин создал из находящихся на грани банкротства частей советской нефтегазовой отрасли. В памяти останутся воспоминания о его премьерстве в эпоху Ельцина, "шоковой терапии", жестких экономических реформах, рождении олигархов, свободе слова, которую власть терпела скрежеща зубами, и парламентские баталии. Другими словами: имя Черномырдина всегда будет ассоциироваться с жестокими, взрывоопасными, но свободными 1990-ми", - утверждает Sueddeutsche Zeitung.

Но прежде всего в памяти людей, пишет обозреватель Соня Цекри, останутся его меткие афоризмы. Его выражение "Хотели как лучше, а получилось как всегда" давно ушло в народ. Однако и такие высказывания, как "Я за рынок, а не за базар", свидетельствуют о том, что со смертью Черномырдина Россия потеряла политика с искрометным юмором.

При этом, пишет журналист, Черномырдин умел балансировать между реформаторами-радикалами и политиками советской закалки. Ему удалось сократить инфляцию в непростой для страны период с 1600 до 22%, а в 1995 году его переговоры с чеченскими сепаратистами, захватившими больницу в Буденновске, транслировались в режиме реального времени. По словам правозащитника Льва Пономарева, то, что развал СССР не закончился кровавой бойней, является заслугой именно Черномырдина. А Анатолий Чубайс, экс-вице-премьер, а сегодня глава госхолдинга "Роснано", признал, что без Виктора Черномырдина народ жил бы совсем другой жизнью.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru