"Несколько недель тому назад у меня как сумасшедший начал звонить телефон. Было раннее утро. Каждые несколько минут на экране появлялись сообщения от коллег со всего мира: "Это правда?"; "Он правда это сказал?"; "Вы можете это подтвердить?"; "Придете к нам в эфир?" - спрашивали они. Я была удивлена и сбита с толку... Сделав глубокий вдох, я открыла свой Twitter и Facebook. Сайт российского телеканала "Звезда" опубликовал заметку, в которой говорилось, что премьер-министр Украины Арсений Яценюк под запись сказал мне, что лидер партии "Батькивщина" и бывшая премьер-министр Юлия Тимошенко "неоднократно предлагала" ему "вступить в интимную связь", - рассказывает в статье для Politico французская журналистка, корреспондент "Французского международного радио" Елена Серветтаз.
"Сотрудники "Звезды" - журналистами я бы их называть не стала - по всей видимости, без всяких угрызений совести выдумали свою статью и в один момент сделали из меня французскую Опру. Я тут же опубликовала заявление, в котором разъяснила, что никогда не делала интервью с Яценюком... Но эта история уже начала жить своей жизнью... Спустя несколько часов "Звезда" наконец внесла изменения в исходную статью и сослалась на мнимый источник, неизвестный веб-сайт под названием "Живая Кубань", - пишет автор.
"Теперь, когда всеобщее внимание переключилось на Сирию, война на Донбассе перестала быть для России приоритетом. Однако по тому, как в стране освещаются украинские события, среднестатистический российский телезритель об этом не узнает. Государственные телеканалы вынуждены продолжать говорить об Украине, но вместо того, чтобы фокусироваться на военном конфликте, который как будто бы заморожен, они переключили свое внимание на другие аспекты - к примеру, на украинское правительство. Мотивы, стоявшие за фальшивой "статьей" об интервью с Яценюком, укладываются в эту логику. Она появилась всего за три дня до местных выборов на Украине", - продолжает Серветтаз.
"В принципе, механизм эффективный, - признает она. - Сотрудники "Звезды" публикуют у себя на сайте фальшивую статью и цитируют в ней западного журналиста, что теоретически должно внушать читателю доверие. Еще одна "умная" уловка - сослаться на радио-интервью. Если их попросят предъявить доказательства, они могут сказать, что интервью прошло в эфире, а расшифровку на сайте радиостанции просто не выложили".
Как предположил неназванный коллега Серветтаз из московской редакции "Радио Свобода", публикация "Звезды" могла быть "местью" за ее недавнюю статью, в которой журналистка упрекнула западных журналистов в том, что они слишком легко поддаются чарам президента РФ Владимира Путина и потому не задают ему острых вопросов. Сотрудник "Радио Свобода" предложил "наказать" "Звезду" за публикацию фальшивки, "в конце концов, это же не провинциальный канал". "Но сегодня все российские государственные телеканалы работают, как провинциальные, - возражает Серветтаз. - И эта провинция называется Кремлем".
Далее она рассказывает о других подобных случаях, в частности о том, как в 2013 году на совместной пресс-конференции Путина с недавно вступившим в президентские полномочия Франсуа Олландом она "задала вопрос о проблемах с правами человека в России". В эфир "Первого канала" вопрос попал в урезанном виде: телезрители увидели, как "российский президент храбро отвечает на трудный вопрос от не в меру любознательной французской журналистки... Смысл монтажа был в том, чтобы доказать: со свободой слова у России проблем нет", говорится в статье.
"После эфира начальнику одного из моих родственников во Франции позвонил высокопоставленный российский чиновник, - рассказывает Серветтаз, - и осведомился, нужна ли ему по-прежнему российская виза. Если нужна, сказал российский чиновник, то у него есть предложение: "Вы должны что-то сделать с этой журналисткой, которая задает неправильные вопросы". Он не понял, что ситуацию уже обернули на пользу Путина и что пытаться кого-то запугать, стало быть, уже нет необходимости".
Пересказывая анекдот про кражу серебряных ложек с кульминационной фразой "но осадок остался", журналистка пишет, что это как раз ее случай: "Хотя "Звезда" в итоге сдала назад, меня в очередной раз против воли задействовали в российской дезинформации. И от этого у меня осталось ужасное послевкусие".