Одним из самых интересных и самобытных периодов в истории кинематографа были двадцатые годы, медовый месяц Советского Союза. Со временем железная хватка советского диктатора Иосифа Сталина становилась жестче, искусство заковали в кандалы соцреализма, советский кинематограф пришел в упадок.
В 1956 г. советский лидер Никита Хрущев выступил с ?тайным докладом? на двадцатом Съезде коммунистической партии и обличил некоторые аспекты сталинизма, атмосфера стала более либеральной. Одним из кинорежиссеров, воспользовавшихся ?оттепелью?, был Станислав Ростоцкий, скончавшийся в возрасте 79 лет от сердечного приступа.
В 1935 г., в возрасте тринадцати лет, Ростоцкий сыграл роль юного пионера в фильме Сергея Эйзенштейна ?Бежин луг?, в сценарии которого были использованы рассказ Тургенева и реальная история молодого героя, который отрекся от своего отца-спекулянта. Как это в те годы случалось со многими произведениями искусства и их авторами, фильм исчез при таинственных обстоятельствах, но Ростоцкого можно увидеть в сокращенной версии, восстановленной по кадрам, найденным в архивах Эйзенштейна после его смерти.
После работы над этим фильмом Ростоцкий решил стать режиссером. В 16 лет лет он поступил во ВГИК, где Эйзенштейн, все еще пребывавший в немилости, возглавлял режиссерский факультет.
Ростоцкий спросил Эйзенштейна, есть ли у него задатки кинорежиссера. ?Эйзенштейн ответил прямо - он начал учить меня прямо на месте очень неожиданным способом. Он сказал мне, какие книги надо читать, какую живопись смотреть, какую музыку слушать. Он давал мне общее художественное образование. Прочитав все книги, изучив все картины, я был приглашен в его московскую квартиру, и мы долго и подробно обсуждали мои открытия. Эти разговоры были не только наградой, но и уроком - самым великим уроком в моей жизни?.
Уроки не прошли для Ростоцкого даром. Его фильмы демонстрирует определенную эрудицию и художественный талант. Однако он был не более чем учеником Эйзенштейна в буквальном смысле слова. Несмотря на относительную либерализацию Советского Союза при Хрущеве, общество оставалось глубоко консервативным, и это видно по фильмам, в том числа по фильмам Ростоцкого.
Самой популярной и безопасной темой была борьба с немецкими оккупантами во время Второй Мировой войны. Ей Ростоцкий посвятил свою первую картину - ?Земля и люди? (1956). Как большинство россиян он знал, что такое война, он служил в Красной Армии, был ранен на западе России. После демобилизации он вернулся во ВГИК, чтобы закончить режиссерское образование. Эйзенштейн умер в 1948 г.
На Западе почти не показывали фильмы Ростоцкого, хотя некоторые из них - например, достаточно академическая экранизация классического романа Михаила Лермонтова ?Герой нашего времени? (1965) - иногда появляются на фестивалях.
Его первый фильм о современности - и самый известный - ?Доживем до понедельника? (1968), рассказывает о жизни старшеклассников. Мораль картины - ?Счастье - это когда тебя понимают?. Ростоцкий приезжал в США, когда фильм показывали в Нью-Йорке, и называл себя ?русским хиппи?.
Самая успешная и, фактически, лучшая его работа - ?А зори здесь тихие? (1972), трехчасовая экранизация бестселлера Бориса Васильева о женском взводе Второй Мировой войны. Фильм потрясает сочетанием феминизма, русского мотива жертвенности и западной темы группы аутсайдеров, в стиле ?Dirty Dozen?.
?Белый Бим Черное Ухо? (1977), поставленный по мотивам известного романа для детей Гавриила Троепольского, получил Золотой приз Московского международного кинофестиваля и номинировался на награду Американской киноакадемии.
В восьмидесятых началась перестройка и реформы, Ростоцкий много путешествовал, приезжал на кинофестивали и продолжал снимать кино. В течение многих лет Ростоцкий руководил кинофестивалем в Выборге. Он не дожил до открытия фестиваля этого года.
Станислав Ростоцкий, кинорежиссер, родился 21 апреля 1922 г.; умер 10 августа 2001 г.