Прошло пять лет с тех пор, как в Нью-Йорке в 1997 году суперкомпьютер IBM Deep Blue нанес поражение чемпиону мира по шахматам Гарри Каспарову. Поскольку Каспаров считался шахматным гением, внесшим революционные изменения в стиль игры, победа Deep Blue прогремела как окончательный вердикт в споре между человеком и машиной, между человеческим разумом и искусственным умом. Это машина - победительница, ее вычислительные способности невероятно велики, в то время как человека могут подвести его естественные слабости: волнение, эмоции, усталость, стресс. Превосходство компьютера на 64 клетках шахматной доски обретает символическое значение: это превосходство машины, превосходство техники. Вместе с тем великий метр, француз Лотье говорил, что схватка не закончена: "Люди начинают думать, что машина сильнее, но это далеко от истины". Час реванша пробьет сегодня, потому что сегодня в Манаме в государстве Бахрейн начинается новый поединок за мировое главенство в самой интеллектуальной и соревновательной игре: 27-летний Владимир Крамник, новый русский чемпион вступает в двухнедельный турнир с призовым фондом в один миллион долларов с Deep Fritz, с компьютерной программой ChessBase (Германия). В шахматном мире говорят о реванше. Атмосфера этой новой игры весьма оптимистична. Существует мнение, что 19 октября, день завершения звездного матча, может изменить вердикт 1997 года. Откуда такой оптимизм? Deep Fritz ничуть не слабее Deep Blue, демонтированного после победы. Напротив, после испытаний, проведенных Deep Fritz по некоторым играм Каспарова, новая программа сумела найти более правильные решения. Так каким же образом можно одержать победу над компьютером? Крамник, которого называют "гигантом" за его почти двухметровый рост, обладает стилем игры, наиболее подходящим для соревнования с компьютером. Игра на высоком уровне основывается на стратегии и тактике. Как известно, первая отвечает за общий ход поединка. Вторая - за достижение стратегических целей. По мнению экспертов, стратегия Крамника не такая агрессивная, как у Карпова. Молодой шахматист обладает тонкой техникой комбинационной игры, направленной на достижение мелких позиционных преимуществ. В то время, как материальное преимущество (например, захват пешки) производит мгновенный видимый эффект, позиционные преимущества проявляются лишь после нескольких ходов, когда шахматная доска освобождается от фигур, и игроки подходят к подведению итогов. Таким образом, компьютеру труднее спрогнозировать и оценить эти ходы, эффект от которых может проявиться лишь на завершающей фазе игры. Есть и другая причина, по которой Крамника считают возможным победителем в схватке с Deep Fritz: его характер - твердый и спокойный. Поединок с компьютером будет неравным, ведь у машины нет души, она не страдает от эмоций, ей не грозит паралич страха. Deep Fritz или Deep Blue бесстрастно производят огромные расчеты со сверхзвуковой скоростью. Но и Крамник кажется бесстрастным. Он стойко противостоит эмоциям, он неутомим. В статье, опубликованной в газете Monde, Пьер Бартелеми вспоминает, как Каспаров в ходе одной из партий с Deep Blue не воспользовался ситуацией, которая в итоге могла привести его к победе. Шахматист посчитал, что компьютер не мог предоставить ему такую возможность: он стал волноваться, потому что заподозрил какой-то подвох. Эксперты полагают, что с молодым русским Крамником такого не произойдет. Как сказал сам Крамник: "Необходимо быть хорошо подготовленным психологически, чтобы играть против компьютера. Я очень много работал в данном направлении". Это всего лишь шахматный матч, который продлится 15 дней. Но на этой шахматной доске разыгрывается надежда. Сами программисты хотят, чтобы соревнование не заканчивалось, поскольку этот поединок - двигатель прогресса. Поэтому они будут болеть за то, чтобы Владимир разгромил их детище.