Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 октября 2004 г.

Стивен Ли Майерс | The New York Times

Российские республики возмущены планами Путина по ограничению их автономии

Чебоксары, Россия. Президент Владимир Путин, возможно, усмирил политическое руководство страны своим планом по концентрации еще большей власти в руках Кремля, но в регионах, которым угрожают самые серьезные потери, он вызвал массовое народное недовольство.

В этом приволжском регионе люди считают предложение Путина по отмене прямых выборов губернатора и региональных лидеров антиконституционным и несущим дестабилизацию. Они боятся, что Кремль планирует и дальнейшие шаги по восстановлению власти в советском стиле.

Реакция людей, с которыми мы беседовали, подтверждает результаты опросов, согласно которым здесь и в двадцати других республиках, достигших определенного уровня автономии после развала Советского Союза, растет недовольство.

Путин оправдывает свой план, о котором было сообщено через несколько дней после гибели в Беслане по крайней мере 339 заложников, половина из которых - дети, сказав, что хочет объединить Россию перед лицом террористической угрозы.

Но многие предупреждают, что это может возыметь обратный эффект, усилив этническую разобщенность, крайним примером которой является Чечня, еще одна такая республика, где больше десяти лет разыгрывается кровавая драма.

"Внутри этой монолитной структуры возникнут определенные движения, - говорит один из лидеров Чувашии Атнер Хузангай, - Напряжение будет расти. Я не назвал бы это сопротивлением, но напряжение будет".

Увидим, повлияет ли общественное противодействие на решение Путина, которое в конце сентября его помощники передали в ручной парламент. Его лидеры, все относящиеся к лагерю Путина, пообещали быстро принять соответствующие законы, но признаки политического противостояния уже появились.

Член регионального законодательного органа попросил российский конституционный суд прокомментировать законность этого предложения. На 8 октября запланирован созыв Чувашского национального конгресса, частной организации, с целью составить официальный протест. Его президент, Геннадий Архилов, назвал предложение обреченным на провал - "если не сейчас, то со временем".

Николай Петров, аналитик Московского центра Карнеги, сказал, что региональные парламенты, которые согласно предложению Путина должны будут утверждать кремлевских назначенцев, могут заартачиться, особенно в случае, если региональные законы вступят в противоречие с федеральным законом или правом. Например, Чувашия требует, чтоб их президент говорил по-чувашски - это язык, принадлежащий к тюркской группе, на котором говорят две трети населения. Однако по новому законодательству Путин сможет своей властью отменить такие требования, а также распустить парламент, если он дважды отвергнет предложенную Путиным кандидатуру.

Очень немногие представители региональной политической власти выразили упрек в связи с предложением Путина. Даже губернаторы и другие региональные лидеры, которые потеряют свою независимость и избирательную легитимность, когда программа Путина вступит в силу, встали на его сторону. По крайней мере, публично.

Одно из исключений - избранный лидер Чувашии президент Николай Федоров. Его реакцией было молчание, даже когда местные журналисты настаивали, чтобы он дал комментарии по этому вопросу. Он отказался дать интервью для этой статьи, ссылаясь на отсутствие времени. Другие избранные чиновники республики говорят, что он возражает против плана Путина, но не решается говорит об этом публично.

Частично сложность позиции Федорова связана с природой автономности Чувашии, как и других республик, последовавших рекомендации Ельцина "взять столько суверенитета, сколько смогут".

Чувашия написала собственную конституцию и проекты законов. Чувашский язык, который недавно использовался исключительно в частных разговорах, пережил возрождение в школах, театрах и, что самое главное, в коридорах власти. Федоров, чуваш по национальности, был избран президентом в 1993 году и обычно придерживается демократической линии.

Когда в 1994 году началась война в Чечне, он выпустил указ, позволяющий чувашским солдатам отказаться воевать там - эта его попытка в итоге провалилась. В 2000 году, когда Путин лишил региональных лидеров мест в Совете Федерации, Федоров был одним из ярых критиков.

В отличие от Чечни, в Чувашии никогда не было сепаратистского движения. Одна из причин этого, как говорят здесь люди, это автономия, предоставленная Ельциным.

Для Чувашии предложение Путина означает окончание короткого эксперимента России в области федерализма.

"Путину нужна полностью контролируемая система, система, где приказы сверху выполняются беспрекословно, как в казармах, - сказал Евгений Лин, лидер местного отделения либеральной партии "Яблоко". "Федерализм включает в себя элементы независимости, чего он не хочет, потому что в казарме для них нет места".

Как и некоторые другие люди здесь и в Москве, Лин выразил обеспокоенность, что Кремль рассматривает планы полностью избавиться от республик, сделав их частью более крупных регионов, которые легче контролировать из федерального центра.

Некоторые смирились с перспективой уничтожения региональной автономии. Они говорят, что это неизбежно в России, где демократические традиции не укоренились. "В России есть поговорка, - говорит депутат госсовета Чувашии Олег Дельман, возражающий против предложения Путина, - "Страна без царя - все равно что деревня без дурака".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru