Даже спустя 17 лет вопрос о чистоте породы остается нерешенным: восточные и западные заводчики противостоят друг другу. Вчера Германия отметила годовщину воссоединения в 1990 году: но, если за эти годы люди хотя бы чуть-чуть стали вновь ощущать себя братьями, то это никак не касается собак. Прежде всего, немецких овчарок, которые являются предметом национальной гордости как в западных землях, так и в восточных. Спор между тем становится все более острым, и даже в такой важный для Германии день этот вопрос не перестает быть животрепещущим: какая порода лучше - сформировавшаяся при капитализме или при социализме?
"Это Хавьер, чистокровная немецкая овчарка, выведенная на Востоке, - заявила агентству АР госпожа Герлинде Шульце, обнимая и целуя месячного щенка. - Невозможно найти лучшую чистокровную линию, нигде, тем более в Западной Германии". Согласно ее теории, которую разделяют немецкие кинологи из восточных земель, именно на Востоке была создана сильная и чистая ветвь, в то время как на Западе "нежные" буржуазные условия ослабили породу. "Наши собаки более здоровые, они обладают большей индивидуальностью, - объяснила она, основываясь на 20-летнем опыте разведения собак. - Эти перекормленные овчарки с Запада обладают лишь экстерьерной красотой".
Не подлежит обсуждению тот факт, что немецкие собаки, особенно знаменитые овчарки, значительно отличаются на востоке и на западе страны. Еще когда действовал контрольно-пропускной пункт "Чарли", стена разделяла Берлин, и у обеих полиций были овчарки, можно было заметить, как поголовье на одной стороне границы отличается от соплеменников на другой. На восточной территории - овчарки чаще черные или серые, и спина у них прямая. На западной территории - представители той же породы в основном чепрачного, черно-желтого окраса, круп скошенный.
40 лет разделения страны изменили национальную породу. До такой степени, что спор о собаках может восприниматься как пример спора по поводу политико-социальных моделей. Представитель западно-германского Клуба разведения немецких овчарок Хейко Груе говорит: "Ни в коем случае нельзя утверждать, что представители восточной породы обладают лучшими качествами. В первую очередь потому, что собаки, выведенные на востоке, не могли покидать страну, в то время как на западе, у нас, существовал открытый рынок, позволяющий подливать свежие крови, а именно это является условием успешного разведения породы".
Самодостаточность против свободного рынка: что, в кинологии это функционирует не так, как в человеческом обществе? Или, быть может, это всего лишь попытка мелкой мести со стороны переживших массу разочарований жителей восточных земель? Это очевидный пример "остальгии" - ностальгии по Восточной Германии, считает Грубе. В действительности спор носит не только идеологический характер. Бизнес по разведению немецких овчарок активно развивается, и в последнее время восточная генетическая ветвь, как кажется, добивается определенного успеха. "На наших собак существует многолетний список ожидания", - утверждает госпожа Шульце, для которой развернувшаяся полемика служит неплохой рекламой.
Следует, однако, сказать, что с падением Берлинской стены была нарушена и чистота восточных племенных линий. Вернер Дальм, 81 год, бывший чиновник из ГДР, который занимался разведением собак для правительства, говорит, что многое изменилось с тех пор, когда полиция и армия Восточной Германии хотели иметь животных, которые "умели хорошо кусать". Теперь, по свидетельству Дальма, "собаки на Востоке все еще лучшие, но чистокровные экземпляры становятся редкостью и здесь. Даже у моих собак уже нет чисто восточной родословной". Капитализм, иными словами, успешно завоевывает позиции и на Востоке.