Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 октября 2007 г.

Нормитсу Ониши | The New York Times

На встрече лидеров КНДР и РК преобладали экономические вопросы

В среду состоялся первый за 7 лет раунд прямых переговоров между лидерами Южной и Северной Кореи. Особое внимание на них уделялось экономическим проектам, которые должны будут стимулировать проведение реформы в КНДР и содействовать укреплению связей между Северной и Южной Кореей.

Южнокорейские дипломаты, присутствовавшие на прошедшем в Пхеньяне, столице Северной Кореи, трехдневном саммите, назвали личную встречу глав двух государств продуктивной. После завершения дневного заседания президент Южной Кореи Но Му Хен и северокорейский лидер Ким Чен Ир позировали фотографам с улыбками на лицах.

Южнокорейские дипломаты не стали сообщать подробности переговоров и заявили, что совместное коммюнике появится в четверг перед тем, как Но Му Хен и сопровождающие его лица вернутся в Сеул.

Встреча прошла за большим прямоугольным столом в государственном доме для приемов в Пхеньяне. На ней были затронуты экономические вопросы, в том числе обсуждалась северокорейская ядерная программа. Какие темы затрагивались помимо этого, пока неизвестно.

Во время обеда со своими помощниками после завершения утренней встречи с Ким Чен Иром Но Му Хен в нехарактерно открытой манере прокомментировал опасения северокорейской стороны по поводу возможных побочных эффектов экономической реформы.

"У северокорейской стороны все еще остается много сомнений насчет южнокорейской стороны, - сказал Но Му Хен. - Мне кажется, для дальнейшего разрушения стены недоверия мы должны предпринимать больше усилий".

Но Му Хен сказал, что КНДР "несколько встревожена" медленными темпами развития Кэсонского индустриального комплекса - специальной экономической зоны, которая создается Южной Кореей на территории Северной Кореи и является центральным элементом проводимой Сеулом политики интеграции.

В то же время, по словам Но Му Хена, Северная Корея, очевидно, обеспокоена тем, что Южная Корея воспринимает Кэсон как "символ реформ и открытости". Южнокорейский президент предположил, что Северная Корея, подобно Китаю, хочет добиться экономического развития без перемен в политической сфере.

"Недоверие и отторжение, которое они испытывают, когда слышат о "реформах и открытости", похожи на мои ощущения во время вчерашнего разговора с Ким Юн Намом и состоявшейся сегодня утром встречи с лидером КНДР", - сказал Но Му Хен, в первом случае имея в виду второго человека в руководстве Северной Кореи, с которым он встретился в первый день своего визита, а во втором - самого Ким Чен Ира.

В июне 2000 года состоялась первая встреча лидеров КНДР и Республики Корея, ознаменовавшая начало эпохи примирения между соперниками в холодной войне, которые на протяжении десятилетий учили своих детей ненавидеть друг друга.

Нынешняя встреча вряд ли откроет какие-либо новые перспективы, но она позволит подвести итоги политики интеграции, которую Южная Корея на протяжении последних семи лет проводит в отношении КНДР - проводит, несмотря на испытания северокорейских ракет и ядерной бомбы, а также на принципиально бескомпромиссное отношение администрации Буша к правительству Ким Чен Ира.

В Южной Корее нет и тени эйфории, сопровождавшей встречу 2000 года, которая приковала жителей Южной Кореи к телевизорам и кардинально изменила их отношение к северным соседям. На этот раз РК сосредоточена на экономических вопросах, о чем свидетельствует большое количество представителей делового мира среди сопровождающих Но Му Хена, а также новые проекты, о которых, как ожидается, станет известно в четверг.

Южнокорейская сторона больше не ведет безрассудных разговоров о быстром объединении по немецкому образцу. Напротив, этот процесс видится ей тщательно спланированным и спокойным. Перед окончательным объединением, которое, возможно, состоится лишь через десятки лет, необходимо поднять уровень жизни в КНДР и тем самым преодолеть экономический разрыв между двумя странами.

"В целом я приветствую эту встречу, но я настроен несколько с меньшим энтузиазмом, чем в 2000 году, - сказал Бюн Ю Сок, 36-летний фармацевт, проводивший выходной день в торговом районе Мюндонь. - Я, кажется, осознал, что воссоединение состоится нескоро".

79-летний Ли Чун Вон, заглянувший в Starbucks в компании трех друзей на чашку кофе, заявил: "В этот раз нет душевного порыва. Никакого веселья. Просто Но Му Хен что-то там делает. В прошлый раз Северная Корея получила денег и в этот раз хочет добавки".

Действительно, многие жители Южной Кореи, как и политическая оппозиция, считают, что Но Му Хен, которого на протяжении долгого времени обвиняют в заигрывании с Северной Кореей, готов расстаться со многим в обмен на слишком малое. Он пытался организовать встречу с лидером КНДР с тех пор, как был избран президентом 5 лет назад.

По мнению критиков, Но Му Хен, до конца президентского срока которого осталось всего 4 месяца, хочет напоследок украсить свое наследие соглашением с КНДР, тем самым повлияв на результаты грядущих выборов.

На данный момент в опросах общественного мнения лидирует Ли Мюн Бак, кандидат от оппозиционной и консервативной "Большой национальной партии". Он выступает за политику интеграции в отношении КНДР и даже говорил о возможности реализации крупных экономических проектов в сотрудничестве с Северной Кореей. Однако Ли Мюн Бак настаивает на необходимости диалога с КНДР и по вопросам в сфере безопасности.

Северная Корея последовательно критикует "Большую национальной партию" и, как предполагается, симпатизирует нынешнему президенту-либералу. Оппозиция обвиняет Ким Чен Ира в том, что он согласился на участие в саммите с целью возбудить эйфорию по поводу объединения Кореи и тем самым поддержать до сих пор не определившуюся со своим кандидатом в президенты и стоящую на либеральных позициях "Объединенную новую демократическую партию" Но Му Хена.

Ким Чен Ир последовательно отвергал предложения южнокорейской стороны о повторной встрече. По его словам, для этого не было условий. Очевидно, лидер КНДР имел в виду переговоры по ядерной проблеме, которые стартовали в начале нынешнего года благодаря смягчению позиции Вашингтона, но были сорваны.

Между тем в среду Ким Чен Ир неожиданно предложил Но Му Хену продлить его визит и остаться в Пхеньяне еще на день, чем застал южнокорейского президента врасплох. Но Му Хен сказал, что ему нужно посоветоваться со своими помощниками, после чего лидер КНДР якобы отозвал свое приглашение.

Ким Чен Ир в шутливой манере спросил: "Неужели президент не может принять решение самостоятельно? У президентов должны быть полномочия принимать решения". Но Му Хен ответил: "Я могу принимать решения по крупным вопросам, но не в мелочах".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru