Учитывая "неожиданное и неясное потепление в отношениях США и Ирана" с приходом Хасана Рухани и "продвижение России к восстановлению позиций в качестве противовеса США" на Ближнем Востоке приходится менять расчеты, пишут СМИ. В преддверии переговоров 15 октября Запад считает наиболее реалистичным разрешить Ирану иметь небольшие ядерные мощности под контролем МАГАТЭ. Нетаньяху возражает.
"У США и Израиля общая цель в иранских переговорах, но не общая стратегия" - так озаглавлен комментарий в The New York Times.
Опасаясь, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху был готов отдать приказ о нанесении воздушного удара по иранским ядерным объектам, Барак Обама год назад направил в Израиль двух эмиссаров. Американцы убедили премьера подождать, пока подействуют новые санкции, говорится в статье.
Теперь Нетаньяху, похоже, заговорил как человек, который жалеет, что не действовал, когда у него была возможность. В своем выступлении в ООН на этой неделе он лишь неохотно поддержал переговоры между Западом и Ираном, которые должны начаться 15 октября в Женеве. В то время как лидеры в Вашингтоне и Европе все больше склонны признать, что Иран, скорее всего, сможет оставить себе некоторые мощности по производству ядерного топлива, Нетаньяху выдвинул условия, которые нереалистичны, по мнению большинства экспертов: полный демонтаж ключевых ядерных объектов. Он также в очередной раз предостерег об опасностях смягчения санкций до заключения соглашения.
"Если Израилю придется выступать в одиночку, он выступит в одиночку", - заявил Нетаньяху, но аналитики указывают, что, по существу, у него сейчас связаны руки. Израиль едва ли сможет прибегнуть к военным действиям, пока США ведут переговоры, говорят эксперты, и вряд ли осмелится нанести удар, если Вашингтон и его союзники достигнут соглашения с Ираном.
"Россия проводит новые линии в сфере дипломатии", - говорится в другом материале The New York Times. "В последнее время, учитывая пока не подтвердившееся сближение между Россией и администрацией Обамы по Сирии и столь же неожиданное и неясное потепление в отношениях Вашингтона и Ирана, привычные расчеты меняются", - пишет корреспондент Алан Коуэлл.
Речь не идет о возвращении к пагубному противостоянию времен холодной войны, но Россия продвинулась по пути к восстановлению своих позиций в качестве противовеса США, что отражает давнее стремление Путина восстановить влияние своей страны, признает журналист.
"Достаточно часто дипломатия - это игра теней и нюансов, символов и сигналов, и российские маневры, как кажется, по-настоящему изменили представления о дипломатии в регионе со времен арабских восстаний в начале 2011 года", - говорится в статье.
Что касается сирийской проблемы, российская инициатива создала возможность более масштабных переговоров по Сирии под российско-американской эгидой, говорится в статье, хотя Вашингтон рискует быть втянутым в процесс, который "не наказывает и не ослабляет Асада, но, по сути, возвышает его до положения участника переговоров".
Волнение, вызванное предполагаемым урегулированием отношений Вашингтона и Ирана, создает дальнейшие проблемы, которые нельзя предусмотреть заранее, особенно из-за того, что Тегеран является ближайшим региональным союзником Асада и спонсором "Хизбаллы", продолжает автор статьи.
Государства арабского региона могут публично не соглашаться с Израилем по фундаментальным вопросам, но в частном порядке главы суннитских государств, как представляется, в некоторой степени разделяют беспокойство Израиля относительно дипломатии Обамы по отношению к шиитскому Ирану, пишет издание.
Некоторые европейцы тоже почувствовали сомнения в способности Вашингтона собрать воедино эту головоломку, говорится в статье. Политический обозреватель Die Zeit Ладурнер написал: "США больше не в состоянии влиять на события на Ближнем Востоке самостоятельно. Обаме нужна помощь России в сирийском лабиринте".
Готовность и способность России сохранить это партнерские отношения, впрочем, еще не прояснились, подытоживает автор статьи.
Бесчисленные политики, в том числе Дик Чейни и Джон Маккейн, уверяли и уверяют, что США должны нанести удар по Ирану, чтобы положить конец его ядерным амбициям, пишет Newsweek. "Но что если это только истерия?" - вопрошает издание, опираясь на интервью со стратегами и разведчиками, "мрачные прогнозы которых основаны на подозрениях, предположениях и весьма скудных фактах".
Один из самых ярых скептиков - премьер-министр Израиля Нетаньяху, утверждающий, что новый иранский президент Рухани обманывает Обаму.
Однако эксперт из Военного колледжа Армии США Кристофер Дж. Болен считает: "Иран не несет угрозы для жизненно-важных интересов Америки. Иранцы не хотят обзавестись ядерным оружием", - говорится в статье.
Некоторые западные "ястребы" уверяют, что к Ирану неприложимы логические прогнозы, так как страной управляют безумцы. Однако Гоудат Бахгат (Университет национальной обороны США) возражает: "Они мыслят рационально - понимают, что создание бомбы не отвечает их наилучшим интересам".
"Иранское руководство знает, что нападение на Израиль будет означать уничтожение его собственной страны западными войсками", - приводит издание мнение неких "американских командующих". По данным журнала, у Ирана вообще нет высокообогащенного урана - производится только низкообогащенный для гражданских проектов.
Тегеран гадает: Запад всерьез обеспокоен темой оружия или на самом деле хочет свергнуть иранский режим?
На взгляд издания, Америка окажется в столь же запутанной ситуации, если решит нанести удар по Ирану. По словам стратегов, такой удар будет на руку "Аль-Каиде", утверждающей, что США ведут войну с исламом. Возможны теракты в Ормузском проливе, через который нефть следует на Запад.
Еще хуже, что удар по Ирану лишь замедлит разработки ядерного оружия, а заодно укрепит позиции иранских "твердолобых". Поэтому самое разумное - вести переговоры с Ираном, говорят военные стратеги.
Американские компании активизировали свою деятельность в Иране еще до наступления "оттепели" на дипломатическом фронте, пишет Жорж Мальбрюно в газете Le Figaro.
Американские предприятия без лишнего шума начали восстанавливать свои позиции в Иране, на рынке с 80 млн потребителей, богатом газом и нефтью, говорится в статье. "Большая часть американских компаний, в том числе котирующихся на американском внебиржевом рынке Nasdaq, направили в прошедшие месяцы своих эмиссаров в Иран", - утверждает французский промышленник, сотрудничающий с Исламской республикой.
Иранский автомобильный сектор особенно активно обхаживает General Motors. Американские компании нацелились также на вытеснение такими компаниями, как Boeing, соперников в авиационном секторе, например, Airbus. Еще до подвижек в американо-иранских отношениях в ходе ГА ООН американские промышленники отмечали, что духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи дал разрешение на "прямые контакты" с представителем "великого сатаны". Накануне президентских выборов, на которых одержал победу умеренный Рухани, группе высокопоставленных чинов из КСИР было поручено составить список американских предприятий, подходящих для сотрудничества, подчеркнул эксперт по Ирану.
Журналист заключает статью призывом к Елисейскому дворцу и МИДу Франции смягчить позицию в отношении Тегерана, иначе французам в Иране "останутся лишь крохи".