Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 сентября 2001 г.

Роберт Кайзер | The Washington Post

?Шеви? приезжают в Красноярск

Слово ?Сибирь? заставляет вспомнить о сложных условиях, диких землях, отдаленных изолированных людских поселениях, лагерях и тому подобном, но на самом деле, ничего этого, кроме диких земель, не было видно за время нашей поездки по Сибири в 2001 году. Мы пересекаем северную часть Азии, от долготы Северной Кореи на востоке до Бомбея на западе, пересекаем сегодняшний мир, полный неожиданностей.

Я, например, посылаю эту статью в Нью-Йорк с помощью сети интернет из своего гостиничного номера в Новосибирске. Везде, где мы побывали, от Читы и Улан-Уде до Иркутска и даже Норильска, расположенного за Полярным кругом, мы пользовались превосходной, простой связью. Мы пользовались как федеральной службой, так и услугами местных провайдеров, продающих карточки, которые можно купить в гостиницах и которые дают возможность пользоваться интернетом определенное количество времени. Мы читаем ?The Washington Post? в сети, общаемся с друзьями и знакомыми, договариваемся с россиянами о встречах с помощью электронной почты. Для специалистов: скорость соединения от 9600 до 42000 бит в секунду.

Благодаря интернету сибиряки стали полноправной частью современного мира. Они больше не чувствуют себя отрезанными от европейской части России и иностранных государств, как это было на протяжении почти четырех веков. Теперь они подключаются к информационным источникам всего мира. Они читают наш цикл ?Siberia Daily?, получая мгновенную обратную связь.

Эпоха интернета наступила здесь примерно пять лет назад, но за это короткое время сеть изменила жизнь большого количества сибиряков. Особенно важную роль интернет играет для сибирских активистов, участвующих в самых разных молодых неправительственных организациях, от тех, что защищают права инвалидов, до тех, кто борется против загрязнения озера Байкал. Эти группы связаны интернетом с международными сетями единомышленников.

Интернет не дешев. В Новосибирске четыре часа стоят 150 рублей, это много для страны, где средняя зарплата едва превышает 2000 рублей в месяц. Многим сибирцам не по карману иметь постоянный доступ к интернету дома. Но офисы подключены к сети, а во многих городах есть места, где можно пользоваться интернетом (некоторые созданы Госдепартаментом США). Каждый, кому необходим доступ, может найти способ его получить.

Мы носим с собой два сотовых телефона национального оператора, который очень недешев, но покрывает все города, в которых мы побывали, кроме Норильска (где система строится в настоящее время). Если нам нужны наличные, по всей Сибири разбросаны банкоматы, выдающие деньги с банковских счетов всего мира.

Сибирь находится в стороне, но не обладает иммунитетом к миграционным маршрутам современной эпохи. В Чите мы смогли поесть китайские блюда, приготовленные Ю Су Лином, почти ни слова не знающим по-русски, но умеющим великолепно готовить цыпленка с баклажанами. Он приехал в Читу из северного Китая.

Ю готовит в лучшей гостиницу Читы, которая на самом деле является мотелем и носит странное название ?Панама Сити?. Мы не смогли услышать рассказ создателя мотеля, предпринимателя, который в месте в партнерстве с американцами построил несколько АЗС в Чите, а также этот мотель. Он исчез, но его творение живет, особенно ночное казино. Большинство клиентов - китайцы, поэтому и ресторан Ю Су Лина. Когда мы посетили это место, на стоянке были припаркованы ?Фольксваген? и ?Тойота? с китайскими номерными знаками. Вместе с нами обедала большая семья из Харбина, расположенного в 1000 км на юго-восток. У нас не было общего языка, и мы не смогли ничего о них узнать. Они были одеты лучше, чем большинство читинцев.

Еда приятно удивляла почти везде, где нам довелось побывать. Россияне начали открывать частные рестораны в восьмидесятых, как только у них появилась возможность. Во времена Михаила Горбачева первым частным ?кооперативам? было разрешено открывать предприятия общественного питания. Сибирь не была на передовой этого явления, но в последние годы догнала. Во многих отдаленных городах открыты прекрасные рестораны с неожиданным налетом элегантности.

Больше всего нас наверно удивил ?Дом Пива? в Норильске - приятный маленький ресторан, обитый светлым деревом, декорированный старыми акварелями, плакатами с изображением трав, блюд и домашнего счастья. В ?Доме Пива? нам предложили большой выбор пива, в том числе четыре сорта в разлив, и огромный выбор дорогих европейских напитков, от виски ?Джонни Уокер Блэк Лэйбл? до французских коньяков и английских джинов. Еда была превосходна. Каждый вечер здесь было много людей, обслуживание было чудовищно медленным, но большинство местных явно пришли хорошо провести время и не торопились. ?Дом Пива? оказался одним из самых дорогих заведений, которые мы посетили. Почти $15 за большой обед и множество выпивки.

?Дом Пива? принадлежит и управляется Павлу и Наташе Малаховым. Ему тридцать четыре года, ей - двадцать пять. По словам Наташи, начать было очень сложно. ?В течение года я занималась исключительно сбором документов? различных правительственных учреждений, которые настаивали на том, чтобы им было дано право принимать решение в отношении их планов. ?Здесь очень сложно заниматься бизнесом?. Но с тех пор, как им удалось начать, бизнес процветает. ?Дом Пива? расположен в одноэтажном кирпичном строении в дворе жилого дома в Норильске. Скоро появится пристройка, и количество мест увеличится с 36 до 70 или даже большего числа.

В Новосибирске мы побывали в мексиканском и узбекском ресторанах, в Норильске - в русском ресторане в деревенском стиле, в Красноярске - в летнем кафе. В Красноярске мы также выпили на борту судна, на которого когда-то увезли в ссылку Владимира Ленина. Теперь в нем расположен бар.

Отели были отличными - не великолепными, но всегда чистыми и относительно комфортабельными. Цена за номер редко превышала $30-40 за ночь. Прачечные тоже работали хорошо. В семидесятых и восьмидесятых в ванных комнатах российских гостиниц лежали неприятно приторные, тошнотно розовые кусочки мыла. Теперь они практически исчезли. Мы видели их только в ?Панама Сити? в Чите. На место старой традиции полотенец, которые тоньше, чем ?Клинекс?, везде, где мы побывали, пришла традиция реальных полотенец. Уже много лет назад в России появилась адекватная своим задачам туалетная бумага.

Тридцать лет назад в Сибири было мало автомобилей. Теперь они имеются в изобилии - в Новосибирске их даже избыток. Этот полуторамиллионный город страдает от огромных пробок и сильного загрязнения воздуха. Часто кажется, что на дорогах больше японских автомобилей, чем российских. В течение многих лет Япония продают во Владивостоке подержанные автомашины (в самой Японии рынок подержанных машин очень мал). Сибирские дороги заполнены машинами с водительским сиденьем на правой стороне, где их помещают японцы и британцы, ездящие по левой стороне дороги. Сибиряки много лет приезжают во Владивосток за машинами. Однако они не могут ехать назад, им приходится перевозить автомобили на поезде - страна до сих пор не покрыта полностью шоссейными дорогами.

Еще один сюрприз - присутствие американцев, которое выражается самыми разными способами, только еа ?МакДональдсом?. Один пример - ?Панама Сити? в Чите. Другой - ?Алантик Моторс? в Красноярске. Эта дилерская компания ?Шевроле? (продающая также российские ?Волги? и изготовленные в Европе автомобили компании ?Дженерал Моторс?) является совместным предприятиям Уинстона Дж. Линдсей из Фэйрфакса, штат Вирджиния, и Геннадия Озерова из Красноярска. Озеров руководит компанией, в которой работает 70 человек и которая, судя по всему, процветает. Озеров организовал с Линдсеем и другое предприятие, предлагающее услуги по созданию программного обеспечения работы российских инженеров, которые работали по одной самых секретных оборонных программ в закрытом городке неподалеку от Красноярска.

В Новосибирске житель Миннисоты по имени Эрик Шорген открыл ряд ресторанов ?Нью-Йорк Пицца? и бар ?Нью-Йорк Таймс?, где каждый вечер можно послушать живую музыку. Сюда приходят молодые люди и представители местной элиты. Шогрен построил дом в американском стиле в окрестностях города для своей жены Ольги (он познакомился с ней Миннеаполисе, куда она студенткой приехала по обмену) и троих детей. В ноябре у них родится четвертый. Мы не знаем в Сибири другой семьи, в которой было бы больше троих детей.

В больших космополитических городах, Красноярске и Новосибирске, стоит обратить внимание на культурную жизнь. Фонд Сороса, спонсируемый нью-йоркским финансистом Джорджем Соросом, недавно предоставил грант в $500 000 на организацию концертов и выставок. В Красноярске появился огромный новый музей - до падения коммунизма предполагалось, что в здании будет расположен музей Ленина, теперь он стал местом для смелых выставок современного искусства. ?Многое здесь стимулирует визуально и эмоционально?, - сказал Андрей Константинов, тридцатиоднолетний режиссер, подписчик журнала ?Vanity Fair?, прекрасно владеющий английским языком. Он сам живет в Новосибирске, несмотря на то, что легко мог бы перебраться в Москву или даже в Нью-Йорк, если бы ему захотелось.

Как хорошо видно на примере Константинова, сибиряки больше не чувствуют себя несчастными, застрявшими в забытом уголке глобуса. Мы познакомились с десятками россиян, которые по программам обмена побывали в Соединенных Штатах, и еще больше тех, кто проводит отпуск на Кипре, в Египте или Париже. Сибирским предпринимателям ничего не стоит слетать в Москву за необходимым оборудованием. ?Дом Пива? в Норильске получает все свое оборудование и многие специальные ингредиенты у столичных поставщиков.

Я написал эту статью, когда наше путешествие подходило к концу. Мне жаль разочаровывать тех читателей (и редакторов), которые считают, что подобная поездка может быть достаточно ужасной. По правде говоря, нам не пришлось защищаться от медведей. Даже ванные комнаты (с одним памятным исключением, которое больше никогда не будет обсуждаться, даже косвенно) в целом были вполне чистыми.

Нам приходилось выбирать между ?Миллером? и ?Туборгом?, но это не сложная проблема; мы просто заказывали хорошее российское пиво - ?Сибирская корона?.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru