В итальянском городе Ассизи проходит антиимпериалистическое мероприятие, в котором принимает участие бывший школьный приятель Саддама Хусейна.
"Вернуться в Ирак? Конечно, но для того, чтобы сражаться, а не обсуждать. Мы должны сопротивляться, используя все средства, и прежде всего оружие", - говорит Ауни аль-Калеми, пожилой мужчина в старомодном пиджаке и галстуке. Он - бывший школьный приятель Саддама Хусейна, офицер иракской армии, один из основателей "Партии арабского социалистического возрождения". Господин Ауни за час рассказал о своей жизни профессионального политического бойца, в которой было все: попытки государственных переворотов, смертные приговоры, годы изгнания, заговоры. Он является лидером "Иракской национальной коалиции", одной из многих групп, которые боролись с Саддамом, будучи в изгнании. Однако сегодня, уверят он, лидеры его партии вернулись в Ирак и борются с "захватчиками". Потому что, по его словам, "эта оккупация касается не только Ирака, она является началом проекта, который затрагивает весь регион".
Ауни - гость "Антиимпериалистического лагеря", мероприятия, которое проходит с 31 августа по 5 сентября недалеко от города Ассизи. Шесть дней дебатов, круглых столов, форумов и концертов. Все посвящено одной-единственной теме: борьбе с американским империализмом. Морено Паскуинелли, один из организаторов, улыбаясь, говорит: "За нашим лагерем наблюдает полиция. Неужто вы думаете, что мы на самом деле могли бы пригласить сюда террористов. Их бы даже в Италию не пустили". И в качестве шутки представляет долговязого молодого человека со смущенной улыбкой на лице: "Вот, знакомьтесь, террорист".
23-летний Джехад Хусейн - палестинец, живущий в Иордании. В дни войны он учился на менеджера в Багдаде. "Я не занимался политикой, - рассказывает он. - Когда разразилась война, я и мой брат Рамиз решили остаться. С нас потребовали четыре тысячи долларов за такси, которое отвезло бы нас в Иорданию. К тому же дорога была слишком опасна. Но была и более благородная причина, политическая: нам казалось, что в Ираке такая же ситуация, как и в Палестине".
После окончания бомбардировок Джехад и его брат решили сражаться. Рамиз пришел в один из секретных военных лагерей, открытый военными из развалившейся иракской армии. Однако 9 апреля Рамиз был убит во время одного из боев. Его брат Джехад закрылся дома, но на следующий день американские солдаты ворвались в квартиру и арестовали его.
"Сначала они меня отвезли в один из дворцов Багдада. У меня были связаны руки, и мне не давали есть. Нас было около шестидесяти человек, старики, дети, даже психически больные люди, бежавшие из больницы во время одной из бомбардировок", - рассказывает молодой человек.
Затем последовала переправка в заброшенный военный аэропорт посреди пустыни. После этого - на юг, в Умм-Каср. Далее - концентрационный лагерь и военный трибунал.
"Судьи ели чипсы и пили колу по время слушаний, а переводчик искажал все слова, что я говорил", - утверждает Джехад.
Военные обвиняли его в том, что он один из боевиков, однако Джехад отрицал это: "У меня не было оружия. Когда вы меня схватили, я был в шортах и майке".
В конце концов его выпустили, и он оказался на автобусной станции в Басре с 5 долларами в руках. "После этого я вернулся в Багдад".
А что он делает здесь, в Ассизи? "Я приехал сюда, чтобы рассказать, что такое демократия по-американски".