Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 сентября 2006 г.

Маша Липман | The Washington Post

После Беслана СМИ в кандалах

Два года назад новый учебный год начался для города Беслан в Северной Осетии с кошмара. Чеченские террористы захватили школу номер один, и в последовавших за этим трагических событиях было убито более 330 человек, включая 186 детей. Сегодня родственники жертв Беслана утверждают, что чиновники не сделали ничего для восстановления реальной картины трагедии.

"Это очевидно, что в смерти людей надо винить силовиков", - говорит лидер группы, которую создали родственники. Однако в свете отсутствия общественной поддержки, не говоря уже о поддержке политической, они бессильны заставить власти ответить, почему должны были умереть столь многие.

Если Кремль и усвоил после Беслана какой-нибудь урок - или утвердился в каком-то мнении - так это то, что, сохраняя жесткий контроль над политической жизнью и крупными СМИ, он может эффективно минимизировать политические последствия практически любого события, даже насколько мощной трагедии, как Беслан. Для сравнения обратите внимание, что в США даже год спустя недостаточные меры властей по ликвидации последствий урагана "Катрина" остаются горячим общественным и политическим вопросом. В России о Беслане почти ничего не слышно.

Кремль по сути использовал эту трагедию как предлог для дальнейшего расширения полномочий служб безопасности и для расширения контроля над политической жизнью и СМИ. Почти сразу же после того, как закончилась операция служб безопасности в бесланской школе, президент Владимир Путин предпринял шаги для отмены прямых народных выборов российских губернаторов. За два года после Беслана в правила выборов неоднократно вносились поправки и корректировки, чтобы ничто не было оставлено на волю случая и результат голосования наверняка соответствовал интересам властей.

Кремль начал вылепливать конфигурацию политических партий, чтобы амбициозные игроки с самостоятельными программами оказались надежно отодвинуты в сторону. Политическая арена наполнена поддакивателями. В то же время Кремль консолидировал контроль над организациями гражданского общества, особенно сосредоточившись на неправительственных организациях, финансируемых из-за рубежа, так как иностранное финансирование - это практически единственный фактор, который может сделать политический активизм независимым от правительства.

Кампания с целью установления контроля над крупными СМИ, конечно, началась задолго до Беслана, и именно это позволило властям жестко ограничить освещение событий в Беслане. В то время как предыдущие трагедии, такие как гибель подлодки "Курск" в 2000 году и, уже в меньшей степени, осада московского театра в 2002 году, становились объектом расследования крупных телеканалов, чудовищный акт терроризма в Беслане не стал. Кремль радикально ограничил освещение трагедии на федеральном телевидении, которое охватывает почти 100% российского общества. Лишь менее крупные СМИ пытались выяснить то, что пыталось скрыть правительство. Некоторые печатные и интернет-издания (но не телевидение!) передавали крайне важные свидетельства, которые всплыли на суде над единственным захваченным бесланским террористом. Они также публиковали интервью с выжившими, свидетелями и с некоторыми разговорчивыми чиновниками и сообщали о расследованиях, которые вели местные или независимые законодатели. Но все эти источники информации не имеют широкого охвата - и поэтому с политической точки зрения нерелевантны.

Спустя два года без ответа остаются самые животрепещущие вопросы о Беслане:

Сколько было террористов? Официальная цифра - 32: из них 31 был убит, один отдан под суд и приговорен к пожизненному заключению, однако, по другим версиям, их было намного больше.

Что спровоцировало взрыв в школе и пожар, в котором погибло большинство жертв? Есть убедительные свидетельства того, что силы безопасности выстрелили по школе из гранатомета или другого тяжелого оружия, в то время как в здании еще находились заложники. Чиновники этого не признают.

Один из самых возмутительных аспектов расследования - это то, что мы остаемся в неведении относительно командования операцией сил безопасности. Кто из высших чиновников федеральных и местных органов безопасности и чиновников МВД принимал решения о жизни или смерти? Нет ответа на вопрос о том, кто отдал приказы о занижении числа заложников. Сначала сообщалось лишь о 354 заложниках, то есть о трети действительного количества.

По данным выживших, когда по телевидению сообщили ложные цифры, террористы пришли в ярость, и обращение с пленниками стало еще более негуманным.

По результатам опроса общественного мнения, обнародованным на прошлой неделе, лишь 5% верят, что власти рассказывают всю правду о захвате и освобождении заложников, в то время как 28% считают, что власти скрывают правду, а 50% полагают, что сообщается лишь часть правдивых сведений. Однако это не привело к требованию обнародования всей правды.

Единственные люди, которые никогда не прекращали протестовать, это родственники жертв в Беслане. Хотя Кремль пытался нейтрализовать их разными путями, они не откажутся от своей борьбы И действительно, их отчаяние выработало в них иммунитет к попыткам задобрить или дискредитировать их.

Так что Кремль, в основном, просто игнорирует их. В прошлом году в первую годовщину террористического акта их страстные настояния заставили Путина встретиться с матерями. Однако в этом году Кремль не проявляет никаких признаков беспокойства о них.

На случай новой трагедии Кремль, похоже, должным образом вооружен для того, чтобы изолировать жертв и избежать политических последствий.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru