Все больше американцев усыновляют детей из Гватемалы - одной из самых бедных стран мира. Мафиозные группировки этого государства в Центральной Америке организуют снабжение. Зачастую женщин насилуют, а рожденных детей забирают
Белый микроавтобус с европейскими и американскими туристами останавливается на углу улицы по дороге из города Гватемала в Антигуа, бывшую столицу центрально-американского государства. Шофер выпрыгивает из машины и подбегает к двум женщинам, которые ожидают на обочине. Одна из них, смуглая и стройная, хватает сумку, садится в автобус и помогает второй взобраться на заднее сиденье. Вторая женщина белокожая, полная и дышит с трудом. Она принимает из рук своей спутницы малыша, которому около 7 месяцев. Малыш начинает плакать, и женщина нервно отворачивается в сторону, раскачивая ребенка на коленях. Это темнокожая девочка с черными волосами, и успокаивается она с трудом. На ней джинсовый комбинезон. На других пассажиров она смотрит большими черными глазами.
"Государственного контроля не существует"
"Это твой ребенок?" - на отличном английском спрашивает девочка, сидящая на заднем сидении рядом с женщиной и ребенком. "Нет, - отвечает женщина, которая представляется как Кэтти. - Я ее удочерила. Она поедет со мной домой". Девочка хочет знать, что такое "удочерила". "У моей дочки больше нет родителей. Я ее новая семья. Ей будет хорошо с нами в Америке", - говорит Кэтти и достает из своей сумки фотоальбом. С гордостью показывается она девочке и своей новой дочке фотографии своего мужа, братьев и сестер, а также их детей. Все ждут нового члена семьи, детская комната была недавно заново выкрашена. Лицо Кэтти расплывается в улыбке, и она неестественно сильно прижимает ребенка к груди.
Кэтти - она из тысяч американок и американцев, которые ежегодно усыновляют или удочеряют детей в Гватемале. "В Гватемале ребенка может усыновить практически каждый - неважно, состоит ли он или она в браке, мужчина это или женщина. Возраст также не играет никакой роли. Ограничений и государственного контроля не существует", - говорит Розана де Гонзалес из организации Mesa de las Adopciones, объединяющей 16 государственных и частных организаций, которые выступают в стране за соблюдение прав детей. Начиная с 1997 года - по официальным данным - гражданами других государств было усыновлено 28 тыс. детей. 97% уехали в США.
Доставка непосредственно в номер гостиницы
"Процесс усыновления прост", - агитирует на своем сайте агентство Carolina Hope, оказывающее посреднические услуги при усыновлении. Это агентство - одно из 160, которые заключают сделки по усыновлению. Они носят такие названия, как Helping Hand, Children's Hope или Adopt Abroad. В большинстве случаев те, кто заинтересован в усыновлении, уже на сайте компании могут посмотреть фотографии своих потенциальных детей и забронировать маршрут путешествия. Они останавливаются в шикарных отелях и заказывают детей в гостиничный номер наподобие завтрака. Но за золоченым фасадом скрывается беспощадная мафия.
В Гватемале усыновление оформляется через одного из 500-600 частных адвокатов. "Как будто все идет по закону: я иду к адвокату, говорю ему, что хочу усыновить ребенка, и он мне его продает", - говорит Розана де Гонзалес. Адвокаты при этом срывают большой куш. По оценкам правозащитных организаций, в общей сложности адвокаты зарабатывают на таких сделках около 200 млн долларов в год. "Каждая мать, которая отдает ребенка, получает за это 60 долларов, редко больше, в то время как за усыновление американцы платят от 25 до 40 тысяч долларов", - объясняет Гонзалес.
Продают от бедности
Права человека, а данном случае ребенка, играют при этом второстепенную роль. "Часто детей рожают именно для того, чтобы продать", - говорить правозащитница Гонзалес. Гватемала входит в число беднейших стран Латинской Америки: 56% населения живут за чертой бедности. По результатам одного исследования, проведенного ООН, 59% детей в возрасте до 5 лет не получают полноценного питания. В этих обстоятельствах 60 долларов - большие деньги.
"Мой племянник торгует газетами. Он зарабатывает от 800 до 900 кетсалей в месяц, это меньше 100 евро. И когда кто-то предлагает матери за ее ребенка тысячу или две тысячи кетсалей, это, конечно, выглядит заманчивым", - говорит Альфредо, который из опасений отказался называть свою фамилию. Он работает в столице в Германской организации сотрудничества (GTZ). Его семья живет в Кобане - главном городе одной из провинций на севере страны.
32-летний мужчина сидит в своем офисе, плотно скрестив руки на груди, его взгляд устремлен куда-то в окно, в никуда. Его голос становится хрипловатым, он говорит отрывисто. Жена его племянника инсценировала похищение и продала своего ребенка мафии. "Самое простое - убедить мать. Чаще всего детей просто похищают - или, что ужаснее всего, они вынуждают женщин заниматься проституцией в ресторанах, а когда женщины беременеют, им обещают пристроить ребенка".
Отбирают ребенка сразу после рождения
Кобан находится в 5 часах езды на автобусе от города Гватемалы. Этот регион живет за счет туризма и кофейных плантаций. Население - в основном коренные жители Латинской Америки. У многих из них нет официальных документов, удостоверяющих личность, они безграмотны и живут в ужасной бедности. Идеальное место для усыновления. Деревня Хиойя представляет собой несколько деревянных домишек, расположенных посередине кукурузного поля. Белье сушится на пальмовых ветках. Адела сидит со своими братьями и сестрами перед деревянной хижиной на глиняном полу и толчет кукурузные зерна до состояния муки, из которой будет приготовлена кукурузная лепешка. На коленях у нее сидит ее дочка Анита. Ей 7 месяцев, и за каждым движением мамы она следит глазами.
"В прошлом году меня изнасиловал мужчина из соседней деревни. Через 8 месяцев он появился снова и вынудил меня поехать с ним в столицу. Там я родила ребенка, но они тут же у меня его отняли", - рассказывает Адела на диалекте майя. Она даже не видела, кого родила, мальчика или девочку. Ее заставили подписать какие-то документы, но, к счастью, похитители просчитались. "Не хватало какой-то подписи. Поэтому они вернулись. Они предлагали мне денег, много денег. Они сказали, что моя дочь уедет в США. Но я хотела ее вернуть", - рассказывает Адела. Из глаз у нее текут слезы гнева. Совместно с одной правозащитной организацией она вела переговоры с бандой, уверяя похитителей, что не заявит на них."Через 7 месяцев они вернули Аниту. Без той подписи они не могли ее продать".
Систематические изнасилования
Случай Аделы не единственный. "Члены банд систематически насилуют женщин и после родов забирают у них детей", - говорит Ана Рутила, которая выступает в Кобане за права местных женщин. "Зачастую женщины не умеют читать и говорят только на языке майя. Они легко поддаются давлению и абсолютно не ориентируются за пределами своей деревни". Комиссар ООН по правам человека говорит о том, что с начала этого года в регионе были похищены 200 детей. Неофициальные цифры, по всей видимости, намного выше. И никто не знает, в каких случаях речь шла об изнасилованиях.
С 2008 года все должно измениться. Парламент Гватемалы незадолго до летних каникул ратифицировал Гаагскую конвенцию о международном усыновлении. Ооновская хартия требует, среди прочего, введения государственного контроля над усыновлением. Это должно пресечь заключение сделок через частных адвокатов. Кроме того, станут обязательными заявление матери о том, что она согласна отдать на усыновление своего ребенка, а также другие документы. Кроме того, будут ужесточены критерии при выборе приемных родителей.
Купить счастье за деньги
Пока совсем не ясно, как эти обязательства будут отражены в законах. Уже два раза депутаты отклоняли подобные предложения, выдвинутые Mesa de las Adopciones. "Я не могу себе представить, что в этот раз все получится", - говорит Розана де Гонзалес. "Думаю, что на депутатов оказывается давление или что их просто не интересует эта проблема".
В столице, о которой у Аделы и множества других женщин остались кошмарные воспоминания, приемные родители из США находят свое счастье. Шикарный отель Camino Real расположен в самом центре. Американцы, расположившиеся со своими гватемальскими детьми у бассейна, категорически не согласны отвечать на вопросы. Разговорчивыми они становятся только с теми гостями, которые интересуются их сладкими чадами.
"У меня чистая совесть. Родная мать ребенка была согласна отдать его. Я видела соответствующий документ. Все прошло по закону", - говорит женщина, удобно устроившаяся в шезлонге у самого края бассейна. Ее 8-месячная приемная дочь сидит у нее на коленях и играет с погремушкой. Женщина, которой на вид за 40, назвала ее Маей-Ангеликой. "Я в разводе. Мой муж не хотел иметь детей. Усыновление было для меня единственной альтернативой. Я пробовала сделать это в Китае, но там больше не дают разрешение одиноким", - рассказывает американка. Она все время обнимает свою новую дочку. Новоиспеченная мать не должна была проходить никаких испытаний - только заплатить. Сколько стоила для нее дочка, она говорить не стала. Недешево. "Но, когда я покупаю машину, я тоже не раздумываю о цене. Зато теперь у меня есть собственный ребенок".