Во вторник, 4 сентября, зарубежные СМИ обсуждают события, связанные с Ираком: посещение Джорджем Бушем авиабазы в провинции Анбар, уход британцев из Басры, а также попытки международных организаций помочь договориться шиитам и суннитам.
Британская The Independent озаглавила материал "Сократить и удрать: Буш объявляет о грядущем сокращении контингента, британские военные собирают чемоданы".
Вчера президент Джордж Буш прилетел на авиабазу США в провинции Анбар, расположенной на западе Ирака, чтобы объявить: недавние успехи американских военных позволят сократить численность контингента США в Ираке, насчитывающего на данный момент 160 тыс. человек.
Как отметил Буш, если исходить из того, что ему рассказали командующий американскими силами Дэвид Петреус и посол Райан Крокер, "будет возможно обеспечивать безопасность на том же уровне силами менее многочисленного американского контингента".
Сокращение численности американского контингента, упомянутое Бушем, скорее всего, неизбежно, полагает The Independent, учитывая то, до какой степени Ирак истощает ресурсы американских военных, а также внутриполитическое давление на власти со стороны общественности.
Выступая перед военнослужащими, которые встретили его криками "Ура!", Буш подчеркнул, что вывод войск будет основываться на "трезвых оценках командного состава на местах, а не на нервозных реакциях вашингтонских политиков на результаты соцопросов, опубликованные в прессе". Он указал, что эта провинция - образец того, что возможно и в остальном Ираке. По словам Буша, год назад ему говорили, что Анбар потерян. "Сегодня Анбар действительно стал совсем другим", - отметил он.
В реальности улучшение позиций США в Анбаре не имеет никакого отношения к стратегии вбрасывания и размещению дополнительного американского 30-тысячного контингента. Новая обстановка в провинции в военном плане - результат раскола суннитского повстанческого движения на группировку "Исламское государство Ирак", которая является "зонтичной" организацией "Аль-Каиды", и другие суннитские партизанские формирования.
Удивительно, но факт, пишет издание: теперь США поддерживают и вооружают ополчения суннитских племен, не подчиняющиеся иракскому правительству и одновременно оказывают давление на аль-Малики, чтобы он пресек деятельность шиитских ополчений, в особенности антиамериканской "Армии Махди", которую возглавляет Муктада ас-Садр.
Есть признаки, свидетельствующие, что сами иракцы оценивают обстановку в стране как ухудшающуюся с точки зрения безопасности: по данным Высшей комиссии ООН по делам беженцев, число иракцев, покидающих дома в страхе за свою жизнь, увеличилось с 50 тыс. до 60 тыс. в месяц. На данный момент беженцами - в своей стране или за ее пределами - являются примерно 4,2 млн иракцев.
Есть и другие приметы неослабевающего разгула насилия в Ираке. По статистике информационного агентства AP, в августе были убиты 1809 иракских мирных жителей, а в июле - 1760. Американские военные потеряли убитыми в августе 81 человека - на двух больше, чем в июле, но меньше, чем в мае, когда потери достигли максимума на этот год - 126 человек.
Немецкая Berliner Zeitung пишет, что вооруженные силы Британии освобождают штаб-квартиру в центре стратегически важной Басры, но премьер Браун не хочет говорить о капитуляции.
Весьма символичный перенос расположения британских военнослужащих из дворца в центре Басры начался в воскресенье вечером и был завершен в понедельник. Это стало самым очевидным сигналом к скорому выводу британских войск из Ирака. Вывод британских войск повышает давление на американский военный контингент, указывает издание.
Corriere della Sera публикует аналитическую статью "Шииты - сунниты, "Аль-Каида", курды: у Багдада три войны".
Когда говорят, что нужно положить конец войне в Ираке, я всегда пытаюсь уточнить, о какой войне идет речь, пишет Кристофер Хитченз. Сегодня на иракской земле идет как минимум три войны, помимо многих второстепенных конфликтов. Первая, и самая трагическая, война за господство между суннитами и шиитами. Вторая - кампания, направленная на то, чтобы изолировать и разгромить "Аль-Каиду" в Месопотамии. Третья - борьба курдского меньшинства в Ираке за защиту и усиление своего регионального правительства на севере страны.
Курдистан, вне всякого сомнения, стал самым удивительным успехом за последние четыре года: его провинции возглавили в большинстве светские власти, и их можно назвать экономически процветающими, а давняя братоубийственная война за последнее десятилетие пошла на убыль.
На втором фронте, пишет наблюдатель, судя по информации, которую я получаю по электронной почте от солдат, задействованных в провинции Анбар, и от других надежных свидетелей, сборища иностранных боевиков и местных психопатов, переусердствовав, потеряли поддержку местного населения, но действуют с нарастающей жестокостью. Но если Соединенным Штатам действительно удалось обратить в бегство, а также дискредитировать "Аль-Каиду" в такой большой арабской и мусульманской стране, как Ирак, то этот факт следует признать историческим успехом.
Третья война вызывает самое большое уныние. Правительство премьер-министра аль-Малики, пишет эксперт, проявило свой, вне всякого сомнения, сектантский характер в тот день, когда оно вынесло и привело в исполнение таким постыдным образом смертный приговор Саддаму Хусейну. Аль-Малики недавно выступил с критикой в адрес коалиции в связи с рейдами в шиитские кварталы Багдада. Вероятно, кто-то должен ему напомнить о том, что американские войска не находятся в его распоряжении для поддержания власти шиитов.
The Guardian сообщает о тайных переговорах, которые прошли в Финляндии под эгидой международной посреднической группы по управлению кризисами Crisis Management Initiative. Представители суннитских и шиитских общин Ирака договорились о плане мирного урегулирования, основанном на опыте Северной Ирландии.
Среди участников переговоров были представители радикального шиитского религиозного деятеля Муктады ас-Садра, лидер крупнейшего политического объединения арабов-суннитов Аднан аль-Дулайми и председатель комитета по международным делам в иракском парламенте шиит Хумам Хаммуди. Вчера вечером не удалось выяснить, насколько велико влияние этих людей и намерены ли они привлечь свои организации к переговорам, указывает издание, приводя 12 пунктов итогового документа.