Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 сентября 2007 г.

Григорий Пасько | The Sydney Morning Herald

Поужинать "желтым кексом" с дьяволом

Российские атомные электростанции производят 16% электроэнергии в стране. В прошлом году российский президент Владимир Путин потребовал к 2030 году увеличить эту цифру до 25%. Эти амбициозные планы уже вызвали бурю негодования среди российских экологов, прежде всего потому, что Россия практически ничего не делает для разработки альтернативных источников энергии, а движется по пути наименьшего сопротивления и руководствуется имперским желанием развивать промышленность, которая заодно будет полезна и в военных целях.

Тем временем пресса уже сообщила, что ценных в экономическом смысле запасов урана в России хватит лишь до 2015 года. Чтобы осуществлять экспорт топлива и снабжать собственные АЭС, России придется покупать уран за границей.

Основатели "Атомэнергопрома", государственного холдинга, работающего в сфере атомной энергетики, не исключают возможности партнерских отношений с западными инвесторами для освоения месторождений урана в России. На их взгляд, возможно, что такие компании, как японская Mitsubishi, канадская Cameco и австралийские BHP Billiton и Rio Tinto, могут в итоге стать миноритарными акционерами.

Владимир Смирнов, глава входящей в "Атомэнергопром" компании, которая осуществляет импорт и экспорт в этой области, уже рассказал прессе о переговорах с австралийцами, подтвердив, что во время его визита в Австралию с 13 по 20 октября прошлого года состоялись деловые встречи. Смирнов подчеркнул, что австралийские компании проявляют большой интерес к сотрудничеству с Россией.

В Австралии создана рабочая группа под руководством премьер-министра страны Джона Говарда с целью проанализировать перспективы развития атомной энергетики в Австралии и подытожить результаты в докладе. Российская сторона предложила Австралии принять участие в работе Международного центра обогащения урана в сибирском городе Ангарск. Первым участником этого совместного с Россией проекта стал Казахстан.

Итак, Австралия намеревается поставлять уран для российской атомной энергетики. Говоря словами министра иностранных дел Австралии Александера Даунера, стороны "значительно продвинулись" на переговорах о соглашении. Собственно, ожидается, что в эту пятницу Говард и Путин подпишут договор о сделке.

Как нам относиться к таким соглашениям? Если рассматривать их чисто под углом бизнеса, то наша реакция должна быть положительной. В конце концов, Австралия располагает одним из крупнейших запасов радиоактивных минералов в мире, но не имеет собственных АЭС.

Однако мы не можем позволить себе забыть, что Австралия имеет дело не просто с некой страной, но с путинской Россией. Политики и бизнесмены, желающие иметь дело с сегодняшней Россией, должны всегда помнить, что сотрудничают со страной, где права человека попираются, а принципы демократии нарушаются. Если это не смущает австралийских джентльменов, то, наверное, они имеют право заключать сделки с кем заблагорассудится, хоть с самим дьяволом.

В поддержку заключения соглашения можно слышать аргумент, что Россия разделила свою ядерную программу на военную и гражданскую и разрешила международный мониторинг своих мирных ядерных объектов. Даунер говорит, что это стало ключевым фактором, который повлиял на решение Австралии провести новые переговоры с Москвой.

Но кто будет проверять на местах, что военная программа отделена от гражданской? И как это делать? Законы Австралии запрещают продажу урана в том случае, если он может быть использован в военных целях. До конца ли уверена Австралия в том, что Россия не станет использовать австралийский уран для создания оружия?

Я сильно сомневаюсь, что Ангарск стал "полностью гражданским". В любом случае, журналистов туда, как и прежде, не допускают. Я попытался договориться о визите на это "открытое" предприятие, но дальше обещаний дело не зашло. Даже когда я сам приехал в Ангарск, меня не допустили дальше таблички "Въезд воспрещен" на дороге в отдалении от ворот комбината. Что до ядерных отходов, то как, собственно, они будут перерабатываться и где складироваться?

Кроме того, Россия может экспортировать уран, который приобретает. Где гарантии, что она не станет продавать уран Ирану? Таких гарантий нет. Вместо них мы имеем заявление заместителя главы Федерального агентства по атомной энергии Николая Спасского о том, что Иран имеет право обогащать уран в мирных целях. Спасский сказал, что любая страна в соответствии с договором о нераспространении ядерного оружия может развивать потенциал в сфере мирного атома, и Иран, после того как он уладил свои проблемы с МАГАТЭ и ответил на все вопросы, тоже имеет такое право.

И после всего этого австралийские политики и официальные лица все еще не обеспокоены соглашением с Россией, которое планируется подписать в ближайшее время?

Григорий Пасько - московский журналист и эколог. После того, как в 1997 году он был заключен в тюрьму по обвинению в государственной измене, организация Amnesty International причислила его к узникам совести. Сегодня он выступит на Сиднейском саммите по поводу России

Источник: The Sydney Morning Herald


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru