Ставка Обамы на то, чтобы Конгресс одобрил план нанесения ракетных ударов по Сирии, похоже, оправдывает себя. Но зачем в такой напряженный момент он едет в Россию? Устраивать диспут за ужином у Путина? Как бы саммит G20 не вылился в "рисовку" и "демагогию", пишут западные СМИ. Сирия предостерегает, что возможный американский удар спровоцирует хаос внерегионального масштаба.
Конгресс склоняется к поддержке Обамы в вопросе нанесения удара по Сирии, сообщает The Times. Республиканец Джон Бейнер, спикер Палаты представителей, сказал, что поддержит призывы ответить силой на применение режимом химического оружия.
Сильная поддержка главнейшего республиканца страны может усилить шансы Обамы на получение одобрения военных действий, полагают авторы статьи. В то время как голосование "за" в Сенате, контролируемом демократами, представляется вероятным, получение поддержки Палаты представителей, где правят республиканцы, - более трудная задача, так как многие всерьез обеспокоены перспективой вступления в очередной ближневосточный конфликт после получения опыта в Ираке и Афганистане, говорится в статье.
Но Обама заверил: "План боевых действий разработан Объединенным комитетом начальников штабов, и я считаю его разумным и соразмерным. Это не Ирак и не Афганистан". Этот план "дает нам возможность ослабить силы Асада в том, что касается химических вооружений. Он также вписывается в более широкую стратегию, предполагающую постепенное усиление оппозиции, а также наращивание дипломатического, экономического и политического давления, необходимого для перехода, который мог бы принести мир и стабильность не только в Сирию, но и в регион", - продолжил он.
Высказывания президента стали очередным знаком того, что администрация намерена зайти гораздо дальше простого карательного удара, призванного наказать сирийский режим за применение химических вооружений, отмечают авторы статьи.
Во вторник замминистра иностранных дел Сирии призвал к диалогу к США, одновременно пригрозив ответными мерами, сообщает The Wall Street Journal. "Мы надеемся, что американские законодатели проявят мудрость и будут внимать голосу справедливости, а не провокационным шагам", - сказал в интервью газете Файсал аль-Мекдад.
Чиновник предостерег США относительно последствий удара. "Дамаск нанесет ответный удар не только по Израилю, но также по Иордании и Турции, если они примут участие в любой операции под руководством США". По словам Мекдада, удар по Сирии наверняка выльется в хаос регионального, если не большего масштаба, а также укрепит повстанцев, аффилированных с "Аль-Каидой".
Замминистра заверил: "Сирийское правительство не применяло и не будет применять химоружие против сирийцев". По словам Мекдада, 21 августа химоружие было применено повстанцами.
Мекдад сказал, что Иран и Россия не отступятся от сирийского режима перед лицом любых действий США. Он ожидает, что Тегеран также вмешается и придет на помощь Сирии.
На сирийском направлении внешней политики Обама больше не "руководит с задних рядов" - вместо этого он скоро будет руководить из России, пишет журналистка Клодия Розетт в Forbes. 5-6 сентября он примет участие в саммите G20 в Санкт-Петербурге, и автор статьи этого не одобряет.
Обама завязал у себя дома неплохую интригу, говорится в статье: обвинил режим Асада в использовании химоружия, отправил к берегам Сирии боевые корабли, а затем взял паузу до 9 сентября, попросив законодателей поставить вопрос о применении силы на голосование. Теперь Обама как верховный главнокомандующий должен использовать каждую минуту, чтобы объяснять Конгрессу и народу, как его планы вписываются в общую стратегию действий США. "Отъезд в Россию в решительный час - поступок, который уже сам по себе указывает либо на очень странные представления о стратегии и лидерстве, либо на их отсутствие", - считает журналистка.
Дело усугубляется тем, что Путин возглавляет усилия по дипломатической защите Башара Асада. "Дурь несусветная" - так российский президент охарактеризовал заявления Белого дома о применении сирийским режимом боевых отравляющих веществ.
В любом случае, у конгрессменов возникло море вопросов, корабли ждут приказа, американцы гадают, что произойдет, а время уходит. "Обаме еще не поздно отменить поездку, - пишет в заключение Розетт. - Разве на повестке дня то обсуждение, которое президенту следует проводить за ужином у Путина в России?"
На саммите в Петербурге лидеры G20 постараются сосредоточиться на множестве экономических проблем, пишет The Financial Times, но им будет нелегко удержаться от любопытных взглядов, как реагируют друг на друга Обама и Путин.
"Сирийский кризис занимает главное место в атмосфере (если и не в официальной повестке дня) саммита", - пишет Чарльз Кловер, но не станут ли разногласия Москвы с Вашингтоном оттягивать на себя внимание, проявляясь в форме "язвительных замечаний, "рисовки" и демагогии"? Личные отношения Обамы и Путина настолько испортились, что могут помешать всем попыткам прийти к компромиссу по сирийскому вопросу.
"За период с окончания холодной войны я никогда еще не видел, чтобы личные отношения президентов США и России настолько ухудшались", - замечает глава Carnegie Moscow Centre Дмитрий Тренин.
Автор статьи считает Путина "непредсказуемым фактором", характеризуя его так: "Талантливый шоумен, явно взбешенный пренебрежительными жестами США".
Выступая 3 сентября перед группой западных журналистов, свое мнение о происходящем в Сирии высказал Михаил Горбачев, передает Le Temps. Обладатель Нобелевской премии мира сказал, что не может до конца поверить в то, что кто-то применил химическое оружие. Если же этот факт подтвердится, Совбез ООН должен созвать международный трибунал, считает он. "Кроме того, необходимо созвать новую международную конференцию по Сирии, - считает экс-президент СССР. - Но нельзя доверять всему, что говорят Соединенные Штаты. Нельзя им слепо верить".
Михаил Горбачев сказал в интервью The Times, что крайне встревожен стремительным ухудшением российско-американских отношений, которое подстегивает сирийский кризис. Горбачев убежден, что Обаме и Путину будет очень важно пообщаться на саммите G20, дабы переломить опасную тенденцию.
"Думаю, будет очень важно воспользоваться этим случаем для встречи в данный момент", - сказал Горбачев, выразив надежду, что "Путин и Обама способны обратить вспять ухудшение [отношений], хотя оба, видимо, находятся под сильным давлением".
"На взгляд Горбачева, важнейшее соображение - тот факт, что любое военное вмешательство в Сирии должно осуществляться с одобрения Совбеза ООН, как было в 1990 году, когда власти СССР поддержали резолюцию ООН об атаке на Ирак", - говорится в статье. Горбачев приветствовал решение британского парламента не наносить удар по Сирии. Но он полагает, что Россия "пойдет на сотрудничество", если ей представят неопровержимые улики применения химоружия Дамаском.
Также по теме:
Движущей силой саммита G20 станет презрение Путина к Обаме (The Washington Times)
Путин - Обама: война двух логик (Le Temps)