Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
5 апреля 2000 г.

Роберт Самюэльсон | The Washington Post

Старый враг Путина

Все, что мы знаем о Владимире Путине, так это то, что мы знаем о нем немного. Он стал президентом России, представ перед избирателями в образе сильного лидера, собирающегося вернуть национальное достоинство России - в образе, который во многом сформировался благодаря его настойчивому стремлению вести войну на Кавказе. При этом, он ничего не говорил о том, как он собирается восстанавливать российскую экономику.

Российская экономика не соответствует принятым стандартам. Она больше не является старой командно-административной системой. Цены либерализованы. Предприятия приватизированы. Однако результат далек от того, что мы называем рыночным капитализмом. При капитализме ориентация на получение прибыли приводит к увеличению размера общего ?пирога? и улучшению жизненных стандартов. Люди создают новые продукты и увеличивают производительность труда. Производство и прибыль растут. Напротив, в России, кажется, что движущими силами являются воровство и инстинкт самосохранения. Люди или охраняют свой ?кусок? пирога или отнимают чей-то еще.

По некоторым оценкам, российский ВВП в 1999 г составил всего 60% от уровня 1989 г. Это имело серьезные социальные последствия. Резко сократилась продолжительность жизни. В 1989 г. у мужчин она составляла 64 года, в 1997 г. - 61 год. Падение ВВП частично вызвано развалом советского ВПК, однако общий резкий экономический спад объясняется отсутствием стимулов к расширению производства.

В ходе ?приватизации? большая часть нефтяных месторождений - национального богатства страны - оказалась в собственности нескольких одиозных ?олигархов?. Им так много и так легко все досталось, что их основным стимулом было использование этого богатства для укрепления их личной экономической и политической власти. Часть этого богатства уже оказалось в ?тихой гавани? на счетах в зарубежных банках. По данным аналитической службы конгресса (Congressional Research Service) за период 1992-1999 гг. размер ?убежавшего капитала? из России составил около 150 млрд. долларов. За тот же период времени все зарубежные прямые инвестиции в России составили 12 млрд. долларов, а размер всех займов МВФ - 22 млрд.

Как происходит бегство капитала? Существует несколько возможностей. Во-первых, при экспорте нефти часть доходов может оставаться за границей. Во-вторых, российские компании умышленно переплачивают за импортируемые товары, разницу оставляя на счетах в зарубежных банках.

Еще одна проблема - бартер. Предприятия не платят налоги и зарплату, не оплачивают свои счета. Согласно данным ОЭСР, в 1998 г. 60% платежей предприятия осуществляли не деньгами.

Бартер очень неэффективен. Люди не могут купить то, что им надо. Они берут то, что есть. В результате перестает работать принцип ориентации на прибыль и стимулируется коррупция.

Брайан Пинто, экономист Мирового банка, в своей работе показывает, что Россия создала развитую систему поддержки неэффективных предприятий: промышленные предприятия не оплачивают часть своих счетов или даже все счета за электороэнергию и природный газ, а естественные монополии не платят налоги в бюджет. Цель заключается в предотвращении банкротств и вызванной ими безработицы.

Эта схема не работает. Без развития производства экономика не может выполнять защитные функции. Само правительство своей политикой сокращает доходы государственного бюджета. Страдают пожилые люди, зависящие от государственных пенсий. Сокращается потребление. Безработица достигла 12 %.

Существует две точки зрения относительно будущей политики Путина. Кейт Буш из вашингтонского центра стратегических и международных исследований говорит об ?окне возможностей?, которое есть у нового российского президента. Путин пришел к власти во время относительного экономического подъема, хотя и с очень низкого стартового уровня. В 1999 г. ВВП России вырос на 3% - это первый экономический подъем за последние 11 лет. По иронии судьбы причины этого подъема связаны с финансовым кризисом 1998 г., который избавил страну от нереалистичного валютного курса, делавшего импорт дешевым и подавлявшего внутренних производителей. В результате произошла переориентация на товары отечественного производства. Низкий уровень импорта и высокие цены на нефть обусловили положительное сальдо торгового баланса, которое в 1999 г. составило 33 млрд. долларов.

В чем будет заключаться его программа? Сможет ли он реорганизовать несостоятельную банковскую систему? Сможет ли он упростить налоговую систему? - задается вопросом автор.

По мнению Брайана Пинто, самое главное заключается в создании стимулов для расширения производства. Неформальная система поддержки неэффективных предприятий должна быть ликвидирована. Компании или должны начать платить по своим счетам и вносить налоговые платежи в бюджет, или исключаться из бизнеса.

По словам Пинто, эта политика сработала в Польше и может работать в России. Но сможет ли она здесь работать? Представители второй точки зрения скептически относятся к будущей политике Путина. Они считают, что Россия, в соответствии со своими культурными особенностями, не способна создать динамичную экономику. Царская Россия никогда полностью не принимала капитализм. В советское время подавлялись признаки предпринимательского духа. В результате этот дух в России очень слаб. А коррупция - это стиль жизни. Представители этой точки зрения, уверены, что Путин - каковы бы ни были его личные качества и намерения - обречен ?проиграть битву с историей.?

?Если сравнивать настоящее России с ее прошлым, то можно быть оптимистом, - говорит аналитик ОЭСР Джон Литвак, - однако, если сравнивать Россию с другими странами, можно быть только пессимистом?.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru