В марте Владимир Путин был избран президентом России более чем 52% голосов. Забавный момент. 12 лет назад Горбачев установил принцип, согласно которому государственные чиновники в России избираются открытым голосованием, и вот Россия чуть ли не за одну ночь возвращается в прежние времена: при помощи грамотно организованной предвыборной кампании государственная бюрократия бросает народу выбранного ею лидера.
Бесспорно то, что россияне сами избрали своего лидера (что никогда не случалось в советские времена), но тотальность победы Владимира Путина и туманная природа предшествовавшей ей десятинедельной избирательной кампании, вряд ли вселяет уверенность в том, что в России победила демократия. Наоборот, все это свидетельствует о том, насколько глубокие корни имеет в стране старый нерушимый культурный и политический стиль поведения. Для того, чтобы обеспечить себе место в истории, Путин должен сделать все, что в его силах, чтобы покончить с ним навсегда.
Общество беззакония.
В такой момент российской истории стоит, наверное, обратить внимание, насколько устойчивым оказался в жизни страны старый коммунистический образ мышления. Правда состоит в том, что после пятнадцати лет реформ, Россия остается автократической и по существу беззаконной страной. Порой она напоминает ребенка, повторяющего слова взрослых, которые он слышит над головой, но вряд ли понимает - такие слова, как ?демократия? и ?свободный рынок?.
Самой большой трудностью, с которой в данный момент сталкивается Россия, является практически полное отсутствие представлений о гражданской ответственности, или даже самого общего понимания того, что такое ?закон? или ?правовое государственное правление?. И это не удивительно, если вспомнить сложную современную историю страны.
В советские времена было обычным делом доносить на соседей, рассчитывая занять квартиру, когда их депортируют в Гулаг.
Правила игры были следующими: ты делаешь то, что необходимо для выживания, ты хватаешься за все предоставляющиеся возможности, а потом говоришь все, что нужно для того, что замести следы. Ложь была распространена так же широко, как и борщ. Наделенные властью обворовывали слабых, слабые дожидались того дня, когда они станут достаточно сильными для того, чтобы выкрасть краденное обратно. Результатом стали глубоко укоренившиеся цинизм и беззаконие, которые теперь не дают стране развиваться.
?Безумцы и хеджевые фонды?.
Эта тенденция гораздо сильнее, чем понимают многие россияне. Сегодня в умах многих людей в мире слова ?русский? и ?вор? стали практически синонимами. Недавно один телеведущий заметил, что, насколько он понимает, в Россию сегодня инвестируют только ?безумцы и хеджевые фонды?. И он недалек от истины.
И что тогда делать Путину? Прежде всего ему надо взять на себя ту работу, от которой отказался Горбачев.
Как и Путин, Горбачев получил в наследство в конец прогнившую страну. Решения, предлагаемые Горбачевым, выглядят сегодня намного более революционным, чем они казались в то время. Он объявил свободу прессы и сказал людям, что они и только они будут определять собственное будущее.
Позже он отказался от этих целей, пытаясь поддержать коммунистов, в то время как избиратели уже давным-давно пытались выставить их за дверь. Но не стоит забывать пример, поданный им в первые годы своего президентства. Как минимум Горбачев доказал, что нравственное лидерство может существовать даже в стране, которая славится безнравственностью своей политической системы. А нравственное лидерство - это именно то, что сейчас необходимо России.
Во-вторых, несколько открытых демонстраций честности своих намерений могли бы сделать много для того, чтобы показать, что Россия - не страна ворья, а государство, граждане которой понимают правила игры и готовы по ним играть.
Публичный Поступок.
Для начала можно было бы посоветовать Путину сделать публичный поступок и закончить один гнилой спор, из-за которого престиж России сильно упал в глазах мировой общественности.
В 1997 компания British Petroleum PLC инвестировала $484 миллиона (504,9 миллионов евро) в российскую нефтегазовую компанию "Сиданко", и через два года оказалась втянутой в изнурительный диспут с россиянами, которые, как утверждается, пытались вывести активы из компании посредством процедуры банкротства.
В данный момент спор движется в сторону шаткого компромисса. "Сиданко" оставит себе активы, но иностранная компания получит нового партнера - ту самую компанию, которая пыталась заполучить себе активы "Сиданко" через процедуру банкротства.
Партнерство с соперником.
Руководители компании, которая сейчас называется BP Amoco PLC, вроде бы счастливы появившейся возможности уладить дело несмотря на то, что в результате они окажутся в неудобном партнерстве со своими соперниками. В то же самое время репутация России сильно пострадала.
Хорошо то, что россияне - гордые люди и, если Путину хватит способностей, он сможет использовать эту гордость для того, чтобы улучшить условия жизни в стране. Помимо всего прочего он мог бы подтолкнуть российские компании к принятию Принципов Корпоративного Управления Организации Экономического Сотрудничества и Развития - документа, который помог бы российским компаниям научиться жить в соответствии с лучшими образцами международной практики. Как минимум они бы больше не говорили, что ни в чем не виноваты, когда их действия раздражают иностранных инвесторов, которых, по их словам, они пытаются привлечь.
Путин говорит, что России нужен порядок. Вопрос в том, какой именно порядок он имеет в виду? Будет ли это порядок основанный на власти вездесущей бюрократии и горстки тайных заправил-олигархов? Или это будет то, чего Россия еще никогда не видела: общество, живущее по закону и не теряющее надежды на то, что сможет обеспечить своим гражданам лучшие условия жизни?
Работа Путина еще только начинается.