"Вчера даже в самые острые моменты мы не прекращали контактов с населением: наши солдаты не упускали возможности вести переговоры". Министр иностранных дел Италии Франко Фраттини настаивает на возможности ведения членами итальянской миссии в Ираке переговоров с населением. Но в то же время он признает, что восстание против коалиции вступает в новую фазу - более организованную и более жестокую.
- Какова обстановка на месте?
- Мосты в Насирии, которые вчера были заблокированы толпой, сегодня вновь открыты для движения. После напряжения прошлой ночи и ранения одного из карабинеров новые столкновения вчера вечером происходили уже за пределами Насирии: два других карабинера получили нетяжелые ранения. Повстанцы нападают на тех, кто, как итальянцы, пытается оказать помощь Ираку на переходном периоде. Самые серьезные волнения имели место в Неджефе, где главным объектом нападений стали испанцы.
- Чем объясняется такое ожесточение, от Мадрида до Ирака?
- В эти дни за помощь Соединенным Штатам расплачивается Испания. Это предупреждение испанцам. Даже видеозапись, показанная сегодня телеканалом Al-Jazeera, о том, как иракцы грозят иностранцам ненавистью и смертью, не способствовала охлаждению атмосферы.
- Под прицелом и итальянские военные?
- В эти крайне напряженные часы нам пока удается держаться в рамках нашего мандата, суть которого заключается в ведении диалога с целью оказания помощи населению. Отношения с большинством шиитов, зачинщиков последних инцидентов, продолжают оставаться хорошими. По тем же арабским каналам показывают наших солдат: как они оказывают населению помощь, разговаривают с народом. Это очень важно для будущего нашей миссии. Мы хорошо себя зарекомендовали, сложилась убежденность в том, что итальянцы находятся в Ираке, чтобы создавать более достойные условия жизни для иракцев.
- Остается фактом то, что события в Эль-Фаллудже, Неджефе, Насирии являются восстанием против представителей западных стран. Что, произошел качественный скачок от отдельных терактов к всеобщему неподчинению?
- Это цель противников коалиции. Чиновники прошлого режима, арабские боевики и исламские террористы начали решающее наступление, их стратегия - настроить население против перемен и добиться массовых выступлений. Но мы не можем говорить о "едином руководстве".
- Почему беспорядки стали сегодня более серьезными?
- Приближается 30 июня, передача власти временному иракскому правительству - это очень важный момент. Повстанцы и террористы поставили на карту все, чтобы нанести удар по союзникам на этом деликатном этапе. И это не вызывает удивления: вспомним об Афганистане и сопротивлении, которое приходится преодолевать Карзаю.
- Как следует реагировать?
- На рост напряженности - усилением мер безопасности для защиты наших солдат, их безопасность постоянно находится в центре нашего внимания. В любом случае, мандат не меняется: подготовить страну к демократическому переходу.
- А политические меры?
- Будем надеяться, что Совет Безопасности будет участвовать в политическом процессе в Ираке и признает легитимность будущего иракского правительства еще до проведения выборов. По признанию самой ООН, она не в состоянии заменить в военном плане Соединенные Штаты и их союзников, которых в общей сложности насчитывается в Ираке около 150 тысяч человек.
- Чего следует ждать от Вашингтона?
- И после передачи власти новому правительству иракцам следует помочь в проведении свободных выборов. Иными словами, Организации Объединенных Наций предстоит большая работа. После Пасхи я встречусь в Америке с госсекретарем Пауэллом, я ожидаю шага вперед в этом направлении. Но должно быть ясно: ООН может быть гарантом, но не руководителем. У "голубых касок" нет достаточной военной силы.
- То, что происходит в Ираке, может привести к сближению позиций большинства и оппозиции в Италии по этому вопросу?
- Я больше на это не надеюсь. После стольких неиспользованных возможностей бесполезно искать помощи со стороны левых центристов. Но вся Италия, невзирая на политические разногласия, должна поддержать наших солдат. Если в Ираке не будет людей коалиции, группировки, которые уже сегодня воюют друг с другом, могут разжечь гражданскую войну, жертвами которой станут тысячи людей. Напряженность между иракскими этническими и религиозными группами крайне высока, итальянские солдаты помогают избежать худшего. Возможно, оппозиция этого не понимает, но многим молодым людям это очевидно. Заявлений от юношей, которые просят призвать их в вооруженные силы и отправить на службу в Ирак, намного больше, чем вакантных мест.