На обоих берегах Атлантики в последнее время предпринимаются попытки залатать трещины в международных отношениях, которые возникли из-за иракской войны.
Федеральный канцлер Шредер в конце февраля впервые после долгого перерыва был принят в Белом доме. В качестве подарка он преподнес хозяевам готовность федерального правительства списать Ираку его старые долги.
Франция, другой последовательный противник военного вторжения, вступила меж тем в диалог с Белым домом через Гаити. Буш поблагодарил президента Ширака за сотрудничество в преодолении беспорядков на этом острове в Карибском море.
Прежняя близость не восстановилась, но хотя бы было преодолено упрямое молчание, которое в течение целого года определяло отношения двух европейских правительств с Вашингтоном.
Но мир может оказаться кратковременным. Новый трансатлантический спор возник из-за намерения Европейского союза отменить эмбарго на поставки вооружения Китаю. Вашингтон уже обратился к европейским правительствам с требованием сохранить эмбарго. По слухам, опасения были высказаны "на самом высоком уровне". При этом американцы указывают, что, по их мнению, отмена эмбарго, прежде всего, окажет отрицательнее воздействие на стабильность в Азии.
Пробный шар
Эмбарго было введено в 1989 году как реакция на кровавое подавление демократического движения на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Шредер и Ширак стали первыми европейскими политиками, которые высказались за отмену этой меры. Впервые данную мысль открыто выразил Шредер во время своего визита в Китай в конце прошлого года. Затем в январе Ширак воспользовался визитом китайского президента Ху Цзиньтао в Париж, чтобы присоединиться к этому требованию.
Напрашивается вывод о том, что это больше чем пробный шар - испанец Солана, уполномоченный ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, недавно в Пекине снова подтвердил заинтересованность европейцев в отмене санкций. Очевидно, политики надеются, что этот шаг приведет к улучшению климата в экономических отношениях.
Китай - это один из самых крупных растущих рынков в мире, доступ на который ищет все большее количество европейских фирм. В феврале о большом интересе к сотрудничеству с Китаем заявил Европейский аэрокосмический и оборонный концерн EADS.
Американцы смотрят на ситуацию совершенно иначе. Министр иностранных дел США Пауэлл 1 марта, на встрече в Вашингтоне с компетентными представителями ЕС, проинформировал последних о сомнениях американского правительства. Он ссылался на то, что "серьезные нарушения прав человека", которые привели к установлению эмбарго, продолжаются.
За этой позицией США, по мнению специалистов, не стоят собственные экономические интересы. Вашингтон смотрит на ситуацию, в первую очередь, с точки зрения безопасности. С одной стороны, из-за неформальной американской гарантии безопасности Тайваню США не хотят еще большего ускорения и без того быстрого процесса вооружения Китая. С другой - в Вашингтоне уже давно установилась единая надпартийная точка зрения о том, что превращение Китая в сверхдержаву представляет угрозу положению Соединенных Штатов в Азии и вызов всей мировой политике.
В этой позиции ничего не поменяла даже сегодняшняя концентрация Америки на проблемах международного терроризма и Ближнего Востока.
Кодекс поведения
Министры иностранных дел ЕС впервые обсуждали данную тему на своем заседании 27 января. По слухам, в повестку дня этот вопрос был включен по настоянию председательствующей в ЕС Ирландии. Сейчас последующие консультации в Брюсселе проводит рабочая группа ЕС по Азии. Однако решение об отмене эмбарго должен принять совет глав государств и правительств стран - членов ЕС, поскольку именно он ввел в свое время эмбарго. Решение об отмене эмбарго должно быть принято единогласно. Однако Швеция и Нидерланды пока не готовы к этому шагу.
Европейские дипломаты в Пекине опять выдвигают довод о том, что отмена эмбарго будет иметь прежде всего символическое значение. Кодекс поведения ЕС в отношении экспорта вооружения и без того ограничивает возможности поставщиков, говорят они.
Министр иностранных дел Германии Фишер специально подчеркнул в бундестаге, что отмена эмбарго никак не скажется на политике федерального правительства в области ограничения экспорта вооружений. Кроме того, он заявил, что ратификация Китаем пакта ООН о политических и гражданских правах является важным условием для отмены эмбарго.
Однако такие гарантии, похоже, все еще кажутся американцам недостаточными.