В мае прошлого года президент Китая Ху Цзиньтао улетел в Москву подписывать со своим коллегой Владимиром Путиным документ, который называли исторической декларацией о сотрудничестве. На следующий день была подписана сделка стоимостью 150 млрд долларов, согласно которой соседи должны были совместно строить нефтепровод протяженностью 1,5 тыс. миль для доставки нефти-сырца из Сибири в Китай.
Сделка свидетельствовала о том, что коммунистическое правительство, когда-то одержимое идеей самодостаточности, все больше связано с внешним миром, перекраивая отношения с бывшими противниками в соответствии со своими экономическими потребностями.
Но после церемонии подписания все пошло вразрез с китайским планом. У российского участника сделки, компании ЮКОС, начались неприятности. Япония, которой тоже нужна нефть, продвигает собственное предложение, касающееся нефтепровода, который пойдет в обход Китая. Япония выделяет 6 млрд долларов на финансирование строительства и еще миллиарды через частные компании на освоение месторождений Западной Сибири, сообщил правительственный источник в Токио, участвующий в переговорах с российской стороной.
По сведениям источников в Пекине, Токио и Москве, щедрость Японии привлекает к себе внимание.
Для Китая и Японии, традиционную враждебность между которыми в последнее время ослабили торговые связи, борьба за нефть обострила естественную конкуренцию за ресурсы.
Россия продолжает изучение предложений и пока не приняла окончательного решения. Но некоторые источники утверждают, что Москва в принципе согласна строить нефтепровод от месторождений Восточной Сибири до порта Находка на Японском море, а не в Китай, как обещал ЮКОС.
"Россия хочет провести нефтепровод на азиатский рынок, и ее предпочтения очевидны: Находка", - заявил высокопоставленный японский источник, участвующий в переговорах с Россией.
В февральском интервью, данном в Москве нескольким журналистам, тогдашний министр энергетики Игорь Юсуфов заявил, что нефтепровод, идущий в Находку, "имеет для нас большое стратегическое значение", добавив, что нефтепровод, идущий в Китай, "не решает проблему развития ресурсов Восточной Сибири".
В Москве сделка с Китаем укрепила мнение о том, что ЮКОС, по существу, проводит собственную внешнюю политику. Но, может быть, еще важнее то, что предложение ЮКОСа фактически привязывало продажи сибирской нефти к одному покупателю, Китаю, давая Пекину возможность регулировать цены. Если нефтепровод длиной около 2,5 тыс. миль пойдет на тихоокеанское побережье, он позволит России продавать сырец Японии, а также Южной Корее, Китаю и, возможно, предприятиям, находящимся на западном побережье США.
Российско-японский проект может также послужить достижению важной цели, стоящей перед двумя странами. Хотя после окончания Второй мировой войны прошло более полувека, Япония и Россия до сих пор официально не подписали мирный договор. Между ними продолжается территориальный спор из-за Курильских островов. Коммерческое сотрудничество можно будет использовать как повод для урегулирования застарелых проблем.
В августе прошлого года Япония и Россия провели в Москве первое из пяти заседаний рабочей группы, которая должна завершить разработку планов по проекту. В группу входят представители японских министерств экономики и иностранных дел и их российские коллеги, а также представители Японского банка международного сотрудничества и японских нефтяных компаний.
Для японцев ключевым вопросом является наличие в Сибири резервов, достаточных для того, чтобы строительство нефтепровода было экономически оправданным. Япония добивается ежедневной поставки в Находку 1 млн баррелей сырца.
Япония отвергает утверждения о том, что добивается выгоды за счет Китая, подчеркивая, что нефть в Находке будут продавать всем покупателям по рыночным ценам. "Конечно, мы надеемся, что значительная часть нефти из Находки попадет в Японию, но у нас нет намерения ее монополизировать", - заявил японский источник.