По статистике почти 90% всей пиратской интеллектуальной собственности - американские. Большинство россиян получают американские фильмы, музыку и компьютерные программы через пиратские копии. Мы понимаем негодование промышленного лобби. Мы ощущаем давление, которое оказывает на нас американское правительство. Эта проблема занимает важное место в нашей программе двусторонних действий.
Владельцы прав как в России, так и за рубежом теряют более полумиллиарда долларов легальных доходов в России. Терпит убытки и российское правительство, на сумму примерно 100 млн долларов из-за несобранных налогов.
Поверьте мне, мы не сидим сложа руки. Два года назад была создана специальная регулирующая комиссия по борьбе с пиратством, возглавляемая премьер-министром. В последние два-три года было ужесточено законодательство. В этом году оно полностью будет отвечать международным требованиям.
Российские правоохранительные органы регулярно докладывают об усилении мер по выявлению производителей и продавцов пиратской продукции. Есть результаты работы. По экспертным данным, к концу 2003 года оборот пиратской продукции в России удалось сократить на 15-20%.
Но давайте будет реалистами. Усовершенствование некоторых законов, укрепление законодательных процедур и пиаровские программы, например, уничтожение контрафактных дисков бульдозерами, не разрешат проблему.
Очевидным препятствием для существенного снижения пиратства является цена. Пока разница в цене между легальной и нелегальной продукции не сократится существенно, будет сложно искоренить этот высокодоходный черный рынок.
Нам нужно вместе подумать, как снизить цену лицензионной продукции, которая сейчас недоступна для подавляющего большинства российских потребителей. Люди не могут платить 40 долларов за лицензионную компьютерную программу или 20 долларов за лицензионный диск. При этом они не будут сознательно отказываться от современной технологии, которая представлена сегодня на рынке.
По нашему мнению, нам нужно придумать, как снизить стоимость авторских прав на аудио- и видеопродукцию. Один из способов - это разработать специальные пошаговые ценовые схемы для развивающихся рынков, с которым бы согласились фирмы, больше всего страдающие от пиратства. Мы также предлагаем, чтобы партнеры, например, американские, задумались над переносом производства, нацеленного на российский рынок, в Россию. Это существенно сократить объем черного рынка и позволит лучше отслеживать пиратов.
Тем временем российская милиция, таможня и торговые инспекторы совершают тысячи рейдов против пиратской продукции. Нарушителей штрафуют и отправляют в тюрьму. Но мы должны иметь в виду, что по российскому законодательству дела о нарушении авторских прав, патентных и изобретательских законов заводятся, только если пострадавшая сторона подаст иск в местный судебный орган. Естественно, многие американские компании не хотят ехать в регионы для начала судебных процедур. В 2003 году лишь три американских компании обратились в российские антимонопольные органы с исками о нарушении их прав.
В России действует мало владельцев авторских прав. Американские компании недостаточно отслеживают правонарушения в российских регионах. Например, компания Microsoft осуществляет защиту своих прав лишь в четырех регионах Российской Федерации.
По оценкам правительства, в 2004 году произойдет сокращение объема производства и распространения контрафактной продукции. Тем не менее совместные действия и компромисс позволили стократно увеличить шансы на успех в борьбе с пиратством в России и других странах.