Когда консорциум во главе с Eni вышел вчера с аукциона ЮКОСа с пакетом первоклассных газовых активов, полученных по бросовой цене в 5,83 млрд долларов, вряд ли кто-то удивился, услышав чуть позже, что контроль достанется "Газпрому".
Сделка, в рамках которой Eni согласилась купить 20% "Газпромнефти" и трех производителей газа, впервые дает итальянской энергетической компании прямой доступ к огромным российским резервам.
Но в рамках этой сделки Eni, по существу, действует по указке "Газпрома", и ситуация разительно напоминает окрашенную скандалом принудительную продажу главного производственного подразделения ЮКОСа в 2004 году.
Тогда производственное подразделение "Юганскнефтегаз" досталось "Байкалфинансгруп", темной подставной компании, зарегистрированной по адресу продовольственного магазина в Твери. Через несколько недель она продала подразделение контролируемой государством "Роснефти".
Цель схемы, как выразился впоследствии президент Владимир Путин, заключалась в том, чтобы избежать юридических рисков. Теперь же Eni передаст 51% контроля над активами "Газпрому".
"Похоже, что идентичную схему использовала "Роснефть" с "Байкалфинансгруп"", - сказал Тим Осборн, управляющий директор GML, главного акционера ЮКОСа, который подал в Гааге иск против Российской Федерации за экспроприацию его собственности.
Полагают, что "Газпром" остерегается прямого участия в аукционах по продаже имущества банкротов, так как боится юридических последствий. "Но это не дает ему никакой защиты", - сказал Осборн.
Сделка высвечивает усиление кремлевского контроля и показывает, на что западные нефтяные компании, похоже, готовы сегодня пойти, чтобы попасть в российский энергетический сектор.
Несмотря на протесты GML, сделка Eni вкупе с участием ТНК-BP, российского предприятия BP, в продаже принадлежащих ЮКОСу акций "Роснефти" на прошлой неделе может помочь Кремлю придать легитимность распродаже активов, отметили аналитики.
"Они хотят участия Eni, BP и им подобных, так как стремятся показать, что, несмотря на ущерб, причиненный делом ЮКОСа и захватом "Сахалина-2" со стороны "Газпрома", реальность такова, что зарубежные нефтяные компании выстраиваются в очередь, чтобы попасть в российский энергетический сектор, - говорит Крис Уифер, главный стратег "Альфа Банка". - Правила игры таковы, что это на руку государственным компаниям. Но они хотят показать, что есть роль и для иностранных компаний".
Кремль в настоящий момент готовит настоящую распродажу, сказал он. Это продажа двух оставшихся производственных подразделений ЮКОСа с совокупной добывающей мощностью, превышающей 500 тыс. баррелей в день, и пять крупных нефтеперерабатывающих заводов.
Аукционы по продаже этих активов, вероятно, будут сугубо российским делом, так как о них мечтают "Газпром" и "Роснефть", говорят аналитики.
Но остаются вопросы по поводу прямого участия "Газпрома" в этой продаже, особенно после схемы с Eni.
"Роснефть" набрала 22 млрд долларов кредитов для участия в аукционах по ЮКОСу. "Газпром" тем временем никак не может завершить сделку по приобретению контроля над предприятием Royal Dutch Shell "Сахалин-2" за 7,4 млрд долларов. Кроме того, он расширяется в угольный и электрический сектора.
"Все достанется государству, - заявил Валерий Нестеров, нефтегазовый аналитик "Тройки Диалог". - Осталась только одна загадка, как будет участвовать "Газпром".
"Газпром" заявил, что интересуется покупкой активов ЮКОСа в Восточной Сибири, включая производственное подразделение "Томскнефть", которое назначено на аукцион 3 мая.
Победа Eni и Enel дает им плацдарм в России после трудных переговоров с "Газпромом", которым предшествовал телефонный разговор между Путиным и премьер-министром Италии Романо Проди, состоявшийся во вторник.
Отношения между двумя странами может еще укрепить потенциальная сделка с авиакомпаниями, так как российский "Аэрофлот" претендует на поглощение итальянской Alitalia.