Два исследования показали, что предполагаемые останки Орлеанской девы являются всего лишь частичками египетской мумии
Палач не смог задушить Жанну перед сжиганием, и она погибла в пламени на глазах у толпы. Однако предполагаемые останки Жанны д'Арк, найденные в 1867 году на чердаке парижского дома одного аптекаря, не принадлежат святой. По данным исследования Филиппа Шарлье (судебно-медицинского эксперта больницы Раймона Пуанкаре в городе Гарш), сообщает сегодня британское издание Nature, в мощах действительно содержатся человеческие останки... египетской мумии "Поздней эпохи" (между VI и III веками до н.э.) (во французской египтологии этот период называется Basse Époque и отчасти совпадает с принятым у нас делением на поздний и греко-римский периоды. - Прим. ред.).
В стеклянном сосуде, обнаруженном в 1867 году, находились фрагменты почерневших ребер, кошачья берцовая кость (черных кошек бросали в костры, на которых сжигали еретиков), другие мелкие костные фрагменты, органические материалы и кусочки ткани. Старый манускрипт на крышке гласил, что это "останки, найденные в костре Жанны д'Арк, Орлеанской девы". Хотя Церковь признала подлинность этих останков, они никогда не рассматривались в качестве настоящих мощей. Они принадлежат Турской епархии и хранятся в кладовой музея города Шинон.
Только в прошлом году Католическая церковь дала согласие на научное исследование останков. Междисциплинарная группа из 18 ученых работала в течение шести месяцев и обнаружила некоторые аномалии, несовместимые с фактом кремации человеческого тела.
Еще в декабре 2006 AFP выдвинуло гипотезу подложных мощей: "Останки не были сожжены. Похоже, они были забальзамированы". Более точные результаты подтвердили эту гипотезу.
"Некоторые частицы были проверены с помощью масс-спектрометра, инфракрасного спектрометра и оптического спектрометра. Они подтверждают, что черноватое вещество, обволакивающее кости, не является продуктом горения. Кости пропитаны бальзамирующим составом, содержащим смолы, продукты растительного и минерального происхождения, - объясняет Филипп Шарлье. - На работе я постоянно сталкиваюсь с обгоревшими человеческими останками. Эти не имеют с ними ничего общего". Бальзамирующее вещество, обнаруженное на костях, может представлять собой смесь древесных смол, битумов, малахита и гипса.
Анализ под микроскопом показал, что полоски ткани, которыми обмотаны мощи, сделаны из египетского льна. Эта ткань ничуть не обгорела. Пыльца сосны в больших количествах была найдена на останках. Однако сосны в Нормандии в 1431 году не росли. В то же время сосновая смола широко применялась египтянами для бальзамирования мумий.
Радиоуглеродный анализ также доказывает неподлинность мощей. Его результаты полностью подтверждают наличие продуктов бальзамирования. Реликвии датируются периодом между 700 и 230 годами до н.э., что достаточно далеко от XV века! Спектрометрическая картина реберных и берцовых костей аналогична той, что свойственна останкам мумий той эпохи.
Два "носа" парфюмеров
К исследованию привлекли двух парфюмеров - Сильвена Делакурта (Guerlain) и Жана-Мишеля Дюрье (Patou). Их попросили понюхать реликвии наряду с другими образцами костей и волос. Оба они различили два специфических запаха в емкости с "останками Жанны д'Арк": запах "жженой штукатурки" и ванили. Запах штукатурки может свидетельствовать и в пользу подлинности останков, потому что в письменных свидетельствах содержится информация о том, что жертв помещали на высокие гипсовые постаменты, чтобы их было видно издалека. Но запах ванили несовместим с представлением о кремации. Запах ванили выделяется при разложении, гниении организма.
Почему египетская мумия? Начиная со Средних веков в Европу в изобилии ввозили мумифицированные останки, которые аптекари использовали для изготовления лекарств.